|
отправиться в эту рощу и увидеть его; и от нее он впервые получил помощь и
поддержку. Эта женщина сразу поняла его мучения и сказала ему: "Сын мой,
благословен человек, к которому приходит такое безумие. Весь этот мир безумен:
одни помешаны на богатстве, другие - на удовольствиях, третьи - на славе,
четвертые - на тысяче других вещей. Люди помешаны на золоте, на мужьях или
женах, на всяких пустяках, на том, чтобы тиранить других, на том, чтобы еще
больше разбогатеть, на любой глупости, кроме Бога. И люди способны понимать
только свое безумие. Когда другой человек помешан на золоте, они сочувствуют и
симпатизируют ему, они говорят, что он правильный, нормальный человек, подобно
тому как лунатики считают нормальными только лунатиков. Но если человек безумен
от любви к Возлюбленному, к Господу, как они могут понять такое? Они считают,
что такой человек сошел с ума, и говорят: "Мы не имеем с ним ничего общего".
Вот почему они называют тебя безумным; но твое безумие - это безумие истинное.
Благословен человек, обезумевший Господом. Мало таких людей на свете".
Эта женщина оставалась рядом с юношей в течение нескольких лет, она учила его
религиям Индии в их разнообразных формах, она посвятила его в различные виды
йогической практики и как бы направила в гармоничное русло мощную реку его
духовности.
Затем в ту же рощу пришел некий саньяси, один из странствующих нищих Индии,
человек ученый, философ. Он был весьма своеобразный человек, он был идеалист.
Он не верил в то, что этот мир действительно существует; и чтобы подтвердить
это свое неверие, он никогда не заходил под крышу, всегда жил под открытым
небом, и во время ливней, и во время жары. Этот человек начал учить юношу
философии Вед, но очень скоро, к своему изумлению, обнаружил, что ученик был в
некоторых отношениях мудрее учителя. Он провел с юношей несколько месяцев,
после чего дал ему посвящение в саньяси и удалился[13].
* * *
Когда он еще был храмовым жрецом и люди из-за его причуд во время богослужения
думали, что он повредился в уме, родственники однажды забрали его домой и
женили на маленькой девочке, полагая, что женитьба направит его мысли в другом
направлении и восстановит равновесие его психики. Но он вернулся в свой храм и,
как мы видели, еще глубже ушел в свое безумие. В нашей стране иногда бывает так,
что мальчики и девочки вступают в брак совсем детьми[14] не по собственному
выбору; их женят родители. Конечно, подобный брак вначале - это не более чем
обручение. Муж и жена продолжают жить со своими родителями, и брак
по-настоящему осуществляется лишь тогда, когда жена подрастает. Тогда, согласно
обычаю, муж забирает свою невесту из ее родительского дома в свой собственный.
Однако в данном случае муж совершенно забыл о том, что у него есть жена.
Девушка жила довольно далеко. Она слышала, что муж ее стал очень религиозным
человеком и что многие даже считают его сумасшедшим. Она решила сама узнать всю
правду и пешком отправилась туда, где пребывал ее муж. Когда в конце долгого
пути она предстала перед собственным мужем, он сразу признал ее право на его
жизнь, хотя в Индии всякий, кто посвящает себя религиозной жизни, будь то
мужчина или женщина, тем самым считается освобожденным от всех иных
обязательств. Молодой человек упал в ноги своей жены и сказал: "Мать показала
мне, что она живет в каждой женщине, поэтому я теперь смотрю на каждую женщину
как на Мать. Так я отношусь и к тебе. Но если ты хочешь втянуть меня в мирскую
жизнь, поскольку мейя женили на тебе, то я в твоем распоряжении".
Девушка была чиста и благородна душой и была способна понять устремления мужа,
сочувствовать им. Она сразу сказала, что не желает втягивать его в мирскую
жизнь; все, что она хочет,- это остаться подле него, служить ему и учиться у
него. И она стала одним из его самых преданных учеников и всегда чтила его как
божественное существо. Так с согласия жены было устранено последнее препятствие,
и он был свободен вести ту жизнь, которую избрал для себя.
Тогда душу этого человека охватило новое желание: узнать всю правду о различных
религиях. До той поры он не знал никакой иной религии, кроме своей собственной.
И вот он захотел понять, что представляют собой другие религии. Поэтому он стал
искать учителей других религий. Вам следует всегда помнить, что под учителями в
Индии мы имеем в виду не книжных червей, но людей, осуществивших богопознание,
таких, которые знают истину из первых рук, а не через каких-либо посредников.
Он отыскал магометанина, человека святого, и пошел к нему в ученики. Он делал
все, что предписывал ему учитель, и, к своему удивлению, обнаружил, что эти
методы богопознания, искренне и преданно исполняемые, приводили его к той же
цели, которой он уже достиг, К такому же заключению он пришел, следуя истинной
религии Иисуса Христа. Он обращался ко всем сектам, какие только мог найти, и в
каждом случае отдавался их вере всем своим сердцем. Он делал в точности то, что
предписывала данная секта, и всегда приходил к тому же результату. Так, на
собственном опыте он узнал, что цель всех религий одна и та же, что все они
|
|