|
существующей энергии, совокупность всего. Лишь Атман знает Брахмана.
Глупцы и невежды воображают, что внешний путь есть высшая форма богопочитания;
они воображают, что можно достичь Бога различными действиями. Однако Атман
достигается лишь тем, кто шествует через Сушумну ("путь" йогов). Чтобы
научиться, необходимо подойти к Гуру.
Размышление - это стрела. Душа, стремящаяся к Богу - это лук, а то, что
побуждает стрелу скорее достигнуть цепи - это Атман.
С точки зрения конечного, мы не в состоянии явить Бесконечное, однако, мы сами
представляем собой Бесконечность.
Божественная мудрость достигается преданностью, размышлением и чистотою.
"Победа всегда за истиной, а не за неправдою". Путь к Брахману пролегает через
истину, ибо в Брахмане все - истина, все - любовь, и нет ничего другого.
Четверг, 11 июля
Ни одна тварь не может развиваться без материнской любви. Как нет ничего
чисто-физического, так нет и чего-либо чисто-метафизического: первое является
предпосылкою второго, объясняет его.
Все тексты допускают, что за видимым миром существует еще невидимый,
расхождения их сводятся лишь к природе этого последнего, тогда как, по
утверждению материалистов, за видимым миром нет ничего другого. Затрагивая
вопрос о сверхсознательном состоянии, все религии приходят к одному и тому же
выводу. Индусы, христиане, магометане, буддисты, даже неверующие, при переходе
за пределы плоти, испытывают совершенно одинаковое.
* * *
Христианство часто пропагандируется силою меча. Как странно, что ученики столь
кроткой Души совершают столько убийств!
Три религии миссионерства - буддизм, магометанство и христианство.
Три древние религии - индуизм, иудейство, парсизм (религия Зороастра) - никогда
не стремились к обращению иноверцев в их веру. Например, буддизм, никогда
никого не убивавший, обратил в свою веру три четверти всего населения земли, и
это только силою кротости.
В интеллектуальном смысле буддисты были всеразрушителями, доводя свое учение до
самых крайних умозаключений логики. Точно так же и адвайтисты выработали свое
учение до логичного конца и достигли познания Абсолюта, т.е. единственно-единой
Основы, являющейся первоисточником всех проишедших из нее явлений. Как буддисты,
так и адвайтисты допускают как тождественно-нераздельное, так и
многообразно-раздельное. Ясно, что одно из этих восприятий должно быть истинным,
другое - ложным.
Нигилист видит действительность в том, что недействительно, тогда как реалист
видит реальность в подлинности всего существующего: вот в чем спор, волнующий
весь мир - вот в чем источник всех междоусобий.
Реалист вопрошает: "Каким же способом может нигилист получить представление о
подлинности всего?" А как же объяснить то обстоятельство, что вращающийся
светоч производит на нас впечатление круга? Нельзя уяснить себе движение иначе,
как посредством точки опоры, покоя. Нигилист не в состоянии постигнуть
обоснования представления, в сипу которого мы утверждаем, что за миром видимым
таится еще что-то; равным образом, не может идеалист уяснить себе, каким таким
способом Одно могло вдруг преобразоваться во множество. Единственно возможное
разъяснение можно найти вне чувственного мира; нам необходимо вознестись до
сверхсознания, до состояния, ничего общего не имеющего с миром чувственных
восприятий. Эта сила метафизического порядка и есть то орудие, которое является
доступным идеалисту. Таким образом он имеет возможность убедиться на опыте в
существовании Абсолюта.
Человек может раствориться в Абсолюте и затем снова вернуться к своему
человеческому состоянию. Следовательно, дилемма решена, первым долгом для него
лично, а затем и для других, ибо он в состоянии указать и другой путь. Таким
образом, религия начинается там, где кончается философия.
"Благо всего мира", впоследствии станет тем, что сейчас покоится для нас в
сфере сверхсознания - и в будущем оно станет доступным для сознания каждого.
Поэтому-то религия и есть высочайшее из всех заданий человека; и если человек
всегда льнул к представлениям, так или иначе связанным с идеей религии, то он
поступал так вследствие своей еще не осознанной интуиции.
Пусть религия, это громадная дойная корова, уже не раз лягалась - не беда:
молока она даст много. Доющий корову не считается с ее ляганием. Религия -
новая луна, зарождающийся "месяц осуществления" лучшего будущего. Итак, будем
же питать ее, помогать ей расти, тогда она со временем, станет гигантом.
Царь "Желание" как-то сразился с царем "Знание". И как раз в то же самое
мгновение, когда последний уже пал, у него родилось детище, "Веданта", и
благодаря этому обстоятельству победа осталась за ним. Тогда Любовь (Бхакти)
обвенчалась со Знанием, и с той поры их счастье не нарушалось.
Любовь сосредоточивает всю силу воли без всяких усилий, подобно тому, как это
бывает, когда мужчина влюбляется в женщину.
Путь преданности естественен и приятен. Философия стремится насильственно
вернуть горный поток к своему первоисточнику. Пусть этот способ стремительнее и
быстрее, однако, он чрезвычайно труден. Философия говорит: "Преграждайте все".
Преданность же восклицает: "Все отдайте потоку, во всем и всегда следуйте
самоотречению". Правда, этот путь длительнее, но зато он легче и счастливее.
"Я - твой на веки вечные. Все, что бы я не делал - это творишь Ты. Понятия "Я",
"Мое" для меня более не существуют".
"Нет у меня денег, которые я мог бы жертвовать; нет ума, чтобы чему-нибудь
|
|