|
находилась на самом берегу Ганга. Однажды река выбросила к самым ногам его все
принадлежности, потребные для постройки шалаша или маленькой хижины. В этом-то
убежище Шри Рамакришна плакал и молился, перестав думать как о своем теле, так
и о чем бы то ни было, кроме своей Божественной Матери. Один из его
родственников взялся наблюдать за ним и кормить его один раз в день. Затем
появилась некая женщина, которая будучи сама таким же аскетом, помогала ему
отыскать "Мать". Далее к нему, без каких-либо поисков с его стороны, приходили
все учителя, в которых он мог нуждаться; от каждой секты приходил какой-нибудь
праведник, предлагая ему обучать его. И к каждому из них он прислушивался. Но
поклонялся он лишь Матери. Мать для него была - все.
Шри Рамакришна никогда не промолвил грубого слова по отношению к кому бы то ни
было. Так велика была его терпимость, что каждая из сект думала, что он
примыкает к ней. Он любил всех и каждого. Все религии были для него в равной
степени истинными. В сердце его находилось место для каждой из них. Он был
свободным, однако "в любви", не в "гневе". Дух кротости созидает, тогда как дух
"грозы и грома" расточает.
Волны религиозной мысли то поднимаются, то ниспадают, а на гребне наибольшего
вала стоит "пророк данной эпохи".
Рамакришна явился отвечающим духу времени, созидающей, а не разрушающей
личностью. Подтверждавшие его учение факты он черпал из Природы и таким путем
пришел к той научно-обоснованной религии, которая никогда не говорит: "Верь", -
а всегда говорит, - смотри. Я вижу, и ты также можешь видеть. Прибегни к
одинаковым средствам, и ты придешь к одинаковому ведению". Бог подходит к
каждому, гармония доступна всем.
Учение Шри Рамакришны - основа индуизма. Не сам он создал его, и не себе он
приписывал: известность и слава не имели для него ровно никакого значения.
Свою проповедническую деятельность Шри Рамакришна начал, приблизительно, в
сорокалетнем возрасте; однако, сам никогда не искал случая проповедовать. Он
спокойно выжидал, покуда нуждающиеся в его наставлениях не явятся к нему сами.
Согласно индийскому обычаю, он, по воле своих родителей, уже в ранней юности
вступил в брак с пятилетней девочкой, продолжавшей и после свадьбы жить со
своею семьей в отдаленном поселке, ровно ничего не ведая о великой духовной
борьбе, испытываемой ее молодым супругом. Когда она достигла зрелости, он уже
успел дойти до самых глубин
религиозного экстаза. Она отправилась пешком из отчего дома к Дакинешварскому
храму, где Шри Рамакришна в то время ютился, и как только увидела его, то
поняла, чем он на самом деле является, так как и сама она была великой душою,
святою и хрустально-чистою, желавшею лишь способствовать его делу, а отнюдь не
оттягивать его вниз до уровня "грихасты", что значит "домохозяин".
В Индии Шри Рамакришну почитают как одно из величайших воплощений, а день его
рождения празднуют наряду с торжественными религиозными днями.
* * *
Эмблемою вездесущего Вишны служит своеобразный круглый камень.
Каждое утро жрец, войдя в святилище, приносит идолу жертвы, кадит перед ним
ладан, затем кладет его в постель и просит у Бога прощения за то, что
поклоняется Ему таким образом, так как не имеет возможности вступить с Ним в
общение иначе как посредством образа или иного материального предмета. Жрец
купает идола, облачает его и, чтобы его "оживить", наделяет его своим
собственным божественным "я".
* * *
Существует некая секта, говорящая: "Почитать одно лишь то, что добро и
прекрасно - слабость; нам надлежит почитать и то, что зло и гадко". Эта секта
преимущественно распространена по Тибету. Брак отвергается ею. В правоверной
Индии она открыто существовать не может, но организует там тайные общества. Но
к этой секте не примыкает никто из порядочных людей. Трижды пытались провести в
Тибете коммунизм и трижды потерпели неудачу. Приверженцы этой секты прибегают к
"тапасам" и всегда с огромным успехом, по крайней мере в смысле внушения.
Слово "тапас" значит "гореть". Это своего рода покаяние с целью "воспламенить"
нашу высшую природу. Подчас это обет совершить что-нибудь от восхода до заката
солнца, например, непрерывно повторять слово "ОМ". Подобными действиями
вызываются известные силы, могущие быть использованы как для явлений
материальных, так и для явлений порядка духовного.
Этим представлением о "тапасе" проникнута вся религия индусов. Индус утверждает
даже, будто сам Бог прибегал к тапасам при сотворении мира. В его глазах
"тапас" - ментальное орудие, с помощью которого можно совершать и созидать, что
угодно.
* * *
Люди, рассказывающие о сектах, к которым они не склонны питать симпатии, либо
лгут сознательно, либо лгут бессознательно. Приверженец какой-нибудь одной
секты почти никогда не видит истины в других сектах.
* * *
Некий великий Бхакта (Гануман), будучи однажды спрошен, какое сейчас число по
календарю, ответил так: "Мое вечное число - Бог, об ином числе я не забочусь".
Вторник, 2 июля
Божественная Мать
Секты почитают Универсальную энергию как Мать - имя, сладостнее которого ничего
для них не существует, ибо в Индии мать является высочайшим идеалом
женственности. Почитание Бога как "Матери" называется индусами "правым" путем,
всегда ведущим к духовности, но
отнюдь не к материальной обеспеченности. Почитание же Бога как отца называется
|
|