|
котором предполагается получить картину, должен быть неподвижен, потому что
лучи, которые я направляю, должны сойтись на нем группами, расположенными в
требуемом, строго определенном порядке, что будет невозможно, если экран
движется. То же требуется и в случае ощущения, которое наши органы, получая
внутри нас, передают уму, и которое ум, в свою очередь, представляет интеллекту.
Процесс не может быть закончен, если нет чего-нибудь постоянного, какой-нибудь,
так сказать, поверхности, на которой могла бы образоваться картина,
чего-нибудь, на чем могли бы соединиться все различные впечатления. Что же
объединяет изменяющееся целое, представляющее собой наше существо? Что
сохраняет единство этого с каждым часом меняющегося движения? На чем все наши
различные впечатления собираются, устанавливаются и образуют объединенное
целое? – Мы пришли к заключению, что это должно быть нечто неподвижное
относительно тела и ума, некий индивидуум, в котором приносимые умом и
интеллектом ощущения помещаются, группируются и образуют одно целое. Это нечто,
этот индивидуум называется душой человека. Итак, мы видим в человеке тело и ум,
и позади ума нашли душу. Во вселенной позади Акаши и Праны видели Мировой Ум, а
за ним есть также Мировая Душа, называемая Богом. Эта Мировая Душа по
развертывании становится всемирным разумом, который затем развертывается в
Прану и Акашу. Происходит ли то же и у отдельного человека? Создает ли и у него
душа – ум, а ум тело? Другими словами, составляют ли его тело, ум и душа три
разные сущности, или они только различные состояния одного и того же единого
существа? Первый шаг к разрешению этого вопроса уже нами сделан. Мы знаем, что
у человека есть внешнее тело и позади него: органы, ум, интеллект и душа. Для
начала допустим, что душа нечто отдельное от тела и даже от ума. Относительно
этого, мнения религиозного мира делятся: учения, известные под общим названием
дуалистических, принимают, что находящаяся позади интеллекта душа качественна,
обладает разными изменяющимися свойствами, и что чувства наслаждения,
удовольствия и страдания принадлежат ей; не-дуалисты, напротив, не признают за
душой никаких свойств, говорят, что она бескачественна.
* Чтобы яснее понять разницу между тем, что Свами называет "умом" (манас) и
интеллектом (буддхи), будет полезно пояснение, которое дает философия Санкхья.
В пруд падает камень. Удар камня приводит воду в состояние сильного колебания,
которое распространяется в глубину и затем отражается назад, вверх, в форме
отчетливых кругов. Представим себе, что пруд состоит из читты, или материи ума.
Эта читта, приведенная, подобно воде при ударе камнем, в состояние грубого
колебания, соответствует манасу, или уму; более же глубокое и тонкое состояние
читты, в которое колебание проникло, но где реакция еще не наступила и
присутствует только потенциально, называется буддхи, или интеллектом. Реакция в
воде обнаруживается рябью или определенной формы кругами, в умственной же
материи восприятием. Приведенное здесь объяснение принадлежит Капилле, автору
философии Санкхья, которая предшествовала буддизму. Все последующие Индусские
мыслители приняли его за основное положение совершенно так, как Западная наука
принимает принципы Ньютона. – Сарадананда.
Я рассмотрю сначала учение дуалистов и попытаюсь представить вам их взгляд на
душу и ее судьбу, затем – противоположную систему, и, наконец, постараюсь найти
ту гармонию, к которой нас приводит не-дуализм. Первые говорят, что так как
душа отлична от ума и тела и не состоит из акаши и праны, то она должна быть
бессмертна. Но почему должна? Что мы понимаем под смертью? Под смертью мы
понимаем просто разложение. Разложение возможно только для таких вещей, которые
представляют собой результат соединения. Все, составленное из двух или трех
составных частей, должно рано или поздно разложиться, т.е., умереть; то же, что
не результат соединения, неспособно к разложению, или, другими словами, умереть
не может. Только оно бессмертно, только оно существует вечно. Оно и создано,
так как все созданное есть соединение. Никто никогда не видел, чтоб что-нибудь
было создано из ничего; все, что мы знаем, представляет собой соединение в
новых формах вещей, уже существовавших раньше. Если это так, то душа человека,
как простой элемент, должна была существовать от вечности и будет вечно
существовать. Даже лишившись тела, душа будет продолжать жить. Согласно
ведантистам, когда тело перестает жить, жизненные силы человека
сосредоточиваются в его уме, ум обращается в прану, прана входит в душу
человека, и душа выходит из тела, как бы одетая в то, что они называют тонким,
умственным, или духовным телом, – называйте его как хотите. В этом теле
находятся санскары человека. Что такое эти санскары? Ум похож на озеро и каждая
мысль подобна волне в нем. Как в озере волны поднимаются, падают и исчезают,
совершенно так же и в материи ума постоянно возникают и затем исчезают волны
мысли. Исчезают они не навсегда, но только становятся все тоньше и тоньше, и
затем остаются, готовые по первому зову воспрянуть. То, что мы называем
воспоминанием, не что иное, как вызывание в форме волны некоторых мыслей, из
числа перешедших в это тонкое состояние. Таким образом, всякое сделанное нами
дело и даже все, что мы думали, прочно сидит в нашем уме. Все оно там, только в
тонкой форме. Когда человек умирает, вся сумма полученных им при жизни
впечатлений остается в его уме и продолжает действовать на тонкую материю. Душа,
одетая, так сказать, в эта впечатления и в тонкое тело, выходит (из грубого
тела), и ее дальнейшая судьба определяется равнодействующей всех сил,
представляющих собой различные впечатления. Согласно Упанишадам, для души есть
три рода предназначений.*
* Здесь Свами старается изложить Упанишад по-английски. Чтобы пояснить ход
мыслей самого Свами по этому предмету, полезно привести извлечение из его
письма, написанного тотчас после этой лекции. Он пишет: "Дуалисты утверждают,
что душа после смерти идет в Солнечную сферу, оттуда в Лунную и оттуда в
|
|