|
попытаюсь согласовать различные мнения по этому предмету, возникавшие от
времени до времени у Индийских философов, попробую объединить результаты,
добытые как психологами, так и метафизиками, а если окажется возможным, то и те,
к которым пришли новейшие ученые мыслители.
Задача всей философии Веданты заключалась в отыскании единства. Индусский ум не
заботится о частностях, он всегда ищет общего, больше того – всеобщего. "Что
есть то, зная что, становится известным все остальное"? Это наш единственный
вопрос. Все наши усилия направлены к отысканию того, знание чего делает для нас
понятной всю вселенную, подобно тому, как знание состава одного комка глины
дает понятие о составе всего, сделанного из глины. К этому направлены все наши
поиски.
По мнению мыслителей – ведантистов, вся вселенная состоит из одного вещества,
которое они называют Акаша. Все нас окружающее, все что мы воспринимаем зрением,
обонянием, осязанием, или вкусом, все это только дифференцированное проявление
этой Акаши, тонкой и всепроникающей первичной материи. Все, что мы описываем
как твердое, жидкое, или газообразное, все формы, образы, тела, – земля, солнце,
луна, звезды, – все состоит из этой Акаши.
Под чьим же воздействием на Акашу из нее образовалась вселенная? Рядом с Акашей
существует всеобъемлющая сила. Все, что во вселенной обнаруживается как сила, –
притяжение, отталкивание и даже мысль, только проявления этой одной силы,
называемой индусами Праной. Прана, действуя на Акашу, создает вселенную. В
начале цикла Прана как бы спит в бесконечном океане Акаши; она существует, но
бездеятельна. Затем, под ее воздействием, океан Акаши приходит в движение, и из
него выделяются все небесные системы: группы солнц, лун и звезд, и земля с ее
человеческими существами, животными и растениями. Таким образом, согласно
мыслителям-ведантистам, все проявления силы состоят из Праны, материя же во
всех ее формах – сгущенная Акаша. Когда цикл кончается, все, что мы называем
твердым, переходит в следующую, более тонкую форму, в жидкость, жидкости
превращаются в газы, газы – в еще более тонкие и простые состояния, и так далее,
пока все не обратится опять в первоначальную Акашу, а все, называемое
движением, притяжением и отталкиванием, не перейдет постепенно в первичную
Прану. После этого, в течение некоторого долгого периода, Прана спит, а затем
опять просыпается, производит всевозможные формы и, когда новый цикл приходит к
концу, все опять успокаивается. Таким образом, процесс творения представляет
как бы ряд волн, или, по выражению современной науки, бывает статическим в
течение одного периода и динамическим – в течение другого. Одно время он
остается потенциальным, другое становится активным. Это чередование
продолжается вечно. Сказанное до сих пор известно и новейшей науке, и дальше
этого физические исследования идти не могут. Но это не все; исследование на
этом остановиться не могло. Пока вся вселенная сведена к двум составным
элементам, к материи и энергии, или к тому, что древние философы в Индии
называли Акаша и Прана, но мы не нашли еще то Одно, что дает знание всего
остального. Следующий шаг должен был заключаться в отыскании начала в обеих. И
дальнейшее исследование привело к заключению, что эти два элемента произведены
еще более высшей сущностью, которую назвали мыслью, космическим "Махатом".
Мысль – это всюду распространенное проявление существования, более тонкое, чем
Акаша и Прана, на которые она кажется разделенной. Вначале существовала мировая
мысль, затем она проявилась, изменилась и развернулась в две – Акашу и Прану,
сочетаниями которых и произведена вся вселенная.
Теперь мы перейдем к психологии. Когда я смотрю на вас, ощущение видения
передается мне глазами и от них переносится чувствующими нервами мозгу. Но
внешние глаза не органы зрения, они только внешние орудия. Если действительный
орган, находящийся в мозгу и получающий там ощущение, разрушен, то, хотя у меня
и есть два глаза, я не буду видеть. Ваше изображение на ретине моих глаз может
быть безукоризненно, а я все-таки вас не увижу. Поэтому орган не то, что орудия,
или глаза, а должен находиться за ними. То же следует сказать и о всех других
ощущениях. Нос не орган обоняния, а только орудие, орган же позади него, в
мозгу. Для каждого чувства мы имеем, во-первых, орудие, внешнюю часть
физического тела, а позади него, в том же теле, орган. Но и этого не достаточно.
Предположим, что я говорю вам и вы слушаете меня очень внимательно. В это
время раздается звон колокольчика, но вы его не слышите. Что при этом
произошло? Колебания воздуха достигли вашего уха, произвели сотрясение вашей
барабанной перепонки, и впечатление передано слуховым нервом в мозг. Почему же
вы не слышали звона? Если весь процесс, включая и передачу впечатления мозгу,
закончен, почему вы не слышали? – Потому, что чего-то еще не доставало. Прежде
всего, ваш ум не был соединен с органом, а если ум разобщен с органом, то,
какие бы новости орган не принес ему, он их не получит. Ум может получить
известие только тогда, когда сообщен с органом. Но и это еще не все. Орудия
могут принести ощущение, органы могут получить его, ум может быть сообщен с
органом, и все-таки восприятие не будет полным. Необходим еще один фактор;
нужна реакция в уме, при которой только и является знание. То, что находится
вне меня, как бы посылает в мой мозг сведения о текущих событиях; там их
получает ум и представляет интеллекту, который относит их к соответственным
группам раньше полученных впечатлений и посылает назад ряд реакций, с которыми
и наступает восприятие. Здесь, таким образом, уже проявляется воля. Состояние
ума, при котором происходит реакция, называется "Буддхи" или интеллект.* Но и
здесь еще не конец. Остается еще одна ступень. Представим себе, что мы имеем
камеру и перед ней экран, и я хочу отбросить на этот экран какое-нибудь
изображение. Что я должен сделать? – Я должен направить через камеру лучи света
так, чтобы они упали на экран и были там собраны в группы. Очевидно, экран, на
|
|