Druzya.org
Возьмемся за руки, Друзья...
 
 
Наши Друзья

Александр Градский
Мемориальный сайт Дольфи. 
				  Светлой памяти детей,
				  погибших  1 июня 2001 года, 
				  а также всем жертвам теракта возле 
				 Тель-Авивского Дельфинариума посвящается...

 
liveinternet.ru: показано количество просмотров и посетителей

Библиотека :: Йога :: Свами Вивекананда :: Свами Вивекананда - БХАКТИ-ЙОГА
<<-[Весь Текст]
Страница: из 14
 <<-
 
Всевышнего Брахмана. "Спроси, кто Тот, Кем рождены все эти существа. Кем все 
рожденные живут и к Кому они обратно уходят? - Это Брахман". Если бы 
способность управлять Вселенной принадлежала также и освобожденному. то этот 
текст был бы неприменим, так как он определяет Брахмана именно свойством 
управления Вселенной. Для определения же употребляются только необщие свойства, 
как в следующих текстах Вед: "Возлюбленный сын! Вначале существовал только один 
без второго. Тот, кого, я видел и чувствовал, породил многое; Он вызвал 
колебания". - "Вначале существовал только один Брахман. Тот, один, развернулся 
и создал блаженную форму, Кшатра. Все боги: Варуна, Сома, Рудра, Парьянья, Яма, 
Мритью, Ишана - суть Кшатры". - "Атман существовал вначале один; ничто другое 
не вибрировало. Он видится и чувствуется как создающий миры. Миры он создал 
потом". - "Существовал один Нараяна, но ни Брахмы, ни Ишаны, ни Дьява-Притхиви, 
ни звезд, ни воды, ни огня, ни Сомы, ни Солнца не было. Но Его не удовлетворяло 
одиночество. По Его мысли явилась дочь, или десять Его орудий. - Живущая на 
земле, но отличная от земли, живущая в Атмане"1, и т.д. В текстах, подобных 
приведенным, Шрути 2 говорит о Всевышнем как об управляющем Вселенною. Но ни в 
одном из приведенных описаний управления Вселенною не говорится о какой-либо 
роли, которая приписывалась бы освобожденной душе, так как управление Вселенною 
совсем не входит в область ее деятельности".
1 "Веданта-сутры, комментарии Рамануджи", IV-4-17.
2 Шрути - священные тексты, предание.
В объяснении следующей сутры Рамануджа говорит: "Если вы скажете, что это не 
так, - потому что есть прямые тексты в Ведах в доказательство противного, - то 
эти тексты относятся к славе освобожденной души в областях подчиненных 
божеств"1. Хотя система Рамануджи допускает единство всего, но в этом единстве 
существования, по его мнению, есть вечные различия. А так как в применении ко 
всем практическим целям эта система дуалистична, то для Рамануджи было нетрудно 
признавать ясное различие между личною душою и личным Богом.
Посмотрим теперь, что говорит по тому же предмету великий представитель школы 
Адвайта. Система Адвайты поддерживает все надежды и стремления старого дуалиста 
и в то же время предлагает свое собственное разрешение вопроса в согласии с 
высокою судьбою божественного человечества. Те, кто жаждет сохранить свой 
индивидуальный ум даже после освобождения и остаться отдельным от абсолютной 
реальности, будут иметь возможность осуществить свои вожделения и наслаждаться 
блаженством ограниченного Брахмана. Это те, о которых сказано в 
Бхагават-пуране: "О король, славные свойства Господа таковы, что мудрецы, 
которых единственное наслаждение в "я" и с которых спали все оковы, даже они 
любят Всемогущего ради самой любви"^2. В Санкхья о них говорится, что они 
"погружены" во время этого цикла в природу и, после достижения совершенства, 
могут перейти на следующий (цикл) властителями мировых систем; но никто из ни:х 
не будет равен Богу (Ишваре). "Те, кто достиг состояния, при котором нет ни 
творчества, ни сотворенного, ни: творца; ни знающего, ни познаваемого, ни 
знания; ни я, ни ты, ни он; ни субъекта, ни объекта, ни отношения между ними, - 
кто из них кем видим там?" Они перешли за пределы всего, куда не может идти ни 
слово, ни ум; ушли в то блаженное состояние, о котором Шрути говорят: "не то, 
не то". Но для тех, кто не может или не хочет достигнуть такого состояния, 
неизбежно остается триединый образ недифференцированного Брахмана, в виде 
природы, души и проникающего и поддерживающего их Ишвары. Когда Прахлада, 
вследствие избытка преданности (к Богу), поднялся в высший план сознания и 
забыл о себе он не видел ни природы, ни ее причины. Все для него было одним 
Бесконечным Существом, не обособленным ни именем, ни формою. Но, как только он 
спустился в область ума и вспомнил о себе как о Прахладе, перед ним опять 
явилась природа и с нею Бог Вселенной - "вместилище бесконечного числа святых 
свойств". То же было и со святыми Гопи. Охваченные горячим порывом любви к Шри 
Кришне, они утратили сознание своей индивидуальности и сами почувствовали себя 
Кришнами, а когда снова подумали о нем как о Едином, кому следует поклоняться, 
стали опять Гопи, и тотчас "перед ними явился воплощенный победитель (в 
красоте) Бога Любви, Кришна, с улыбкой на своем лотосообразном лице, одетый в 
желтые одежды и увенчанный цветами".
1 "Ведсянта-сутры, комментарии Раман-мжи". IV-4-18.
2 "Бхапавата-пурана", I-VII-10.
Вернемся, однако, к нашему Ачарья Шанкаре. "Ограничено ли или безгранично 
блаженство тех, - спрашивает он, - кто поклонением имеющему качества Брахману 
достиг единения с Всевышним Правителем, но сохранил свой индивидуальный ум?" - 
и продолжает: "По этому поводу рассуждаем так: их блаженство должно быть не 
ограничено, потому что текст Писания говорит: "Они достигли своего собственного 
царства: им поклоняются все боги; все их желания исполняются во всех мирах". 
Вьяса прибавляет при этом: "Кроме силы управления Вселенною". Итак, за 
исключением силы создания, сохранения и разрушения Вселенной, все другие силы, 
как одухотворения и проч., приобретаются освобожденными; что же касается 
управления Вселенной, то оно принадлежит только вечно совершенному Ишваре. 
Почему мы знаем это? Потому что об Ишваре говорится во всех текстах Писания, 
трактующих о создании, а освобожденная душа совсем не упоминается в них в связи 
с созданием. Всевышний Господь один управляет Вселенною. Относящиеся до 
создания тексты все указывают на Него, называя Его при этом вечно совершенным. 
А так как Писания говорят, что у других силы оживотворения и проч. являются 
вследствие искания Бога и поклонения Ему, то эти силы имеют начало и ограничены,
 откуда следует, что обладателям их нет места в управлении Вселенною. Кроме 
того, у сохраняющих индивидуальные умы воли могут различаться, и в то время как 
одна пожелает создавать, другая может желать разрушать. Единственное средство 
 
<<-[Весь Текст]
Страница: из 14
 <<-