|
В объяснении сутры Патанджали "Поклонением Всевышнему Господу" 1 Бхойя говорит:
"Пранидхана - это тот род Бхакти, в котором не преследуется никаких результатов,
подобных чувственным наслаждениям и т.п., но все дела посвящаются Учителю
учителей"^2. Бхагаван Вьяса, объясняя то же, определяет пранидхану так же, как
"форму Бхакти, посредством которой милость Всевышнего нисходит к Йогу и
благословляет его исполнением его желаний" 1. По словам Шандильи, "Бхакти есть
горячая любовь к Богу"^2. Но самое лучшее определение Бхакти дано величайшим из
бхакт, Прахладой: "Бессмертная любовь, с которою невежда относится к преходящим
чувственным предметам и которую я испытываю, созерцая Тебя, не может исчезнуть
из моего сердца"^3. Любовь! К кому? К Всевышнему Господу Ишваре. Любовь к
другим существам, как бы они ни были высоки, не может быть Бхакти, так как
Рамануджа в своем Шри бхашья, цитируя древнего Ачарья (Великий Учитель),
говорит: "Все, живущее в мире, от Брамы, до травинки, - рабы рождения и смерти,
причина которых карма. Ничто подобное не может быть полезным предметом
созерцания, так как все неразумно и изменчиво". Объясняя слово "ануракти",
употребленное Шандильей вместо слов Бхакти, комментатор Швеннашвара говорит,
что оно состоит из "ану" - "после" и "ракти" - "привязанность", т.е. означает
привязанность, являющуюся следствием познания природы и величия Бога^4; иначе
слепая привязанность к чему бы то ни было, вроде жены и детей, была бы тоже
Бхакти.
1 "Патанджалц-сутра", 1 - 23.
2 "Патанджали-сутра, комментарии Бхойя", 1 - 23.
Из сказанного ясно, что Бхакти есть ряд, или последовательность, умственных
усилий к осуществлению религий, начинающихся с простой молитвы и оканчивающихся
самою горячею любовью к Ишваре.
Философия Ишвары
Кто такой Ишвара? Ишвара Тот, от Кого исходит рождение, существование и конец
Вселенной. Вечный, Чистый, Всегда Свободный, Всемогущий, Всеведущий,
Всемилостивый, Учитель всех учителей; и прежде всего Он, Господь, по самой
Своей природе - невыразимая Любовь.
1 "Патанджали-сутра, комментарии Въясы", 1 - 23.
2 "Шандилья-сутра", I - 2.
3 "Вишну-пурана", 20- 19.
4 "Шандилья-сутра, комментарии Швеннашвары". 1 - 2.
Это, конечно, определение личного Бога. Тогда, значит, есть два Бога, один -
Существование-Знание-Блаженство философа и другой - Бог Любви бхакты? Нет, оба
одно и то же; Существование-Знание-Блаженство также Бог Любви, безличный и
личный в одном. Следует постоянно помнить, что личный Бог, которому поклоняется
бхакта. не отдельный и не отличный от Брахмана. Все - Брахман, один без другого.
Только Брахман, как единый или абсолютный, слишком абстрактен, чтобы Его можно
было любить и славословить, и потому бхакта берет относительный аспект Брахмана,
Ишвару - Высшего Правителя. Поясним это сравнением. Брахман - это глина или
вещество, из которого сделаны бесконечно разнообразные предметы. Как глина, они
все одно; но форма или проявление делает их различными. Прежде чем какой-нибудь
из этих предметов был сделан, все они потенциально существовали в глине,
следовательно, по составу тождественны; но будучи сделаны, и пока сохраняют
форму, они отдельны и различны: глиняная мышь никогда не станет глиняным слоном,
потому что форма делает их тем, что они есть в проявлении, т.е. различными,
хотя, как бесформенная глина, они все одно и то же. Ишвара - это самое высшее
проявление абсолютной реальности или, другими словами, самое высшее, возможное
для человеческого ума, представление абсолютного. Творчество вечно, и таков же
Ишвара.
В четвертой паде1 четвертой главы своих сутр Вьяса. сказав, что освобожденная
душа после достижения мокши приобретает почти бесконечную силу и знание,
замечает в одном афоризме, что никто не достигает обладания силою создавать и
разрушать Вселенную и управлять ею, так как сила эта принадлежит только Богу3.
Эту сутру комментаторы-дуалисты истолковывают в том смысле, что для
подначальной души, дживы, невозможно иметь когда-либо бесконечную силу и полную
независимость Бога. Безусловный дуалист, комментатор Мадхвачарья, доказывает
это своим обычным способом, цитируя стихи из Вараха-пураны.
1 Пада - стих.
2 Мокша - спасение души.
3 "Веданта-сутр", IV-4-17.
Комментатор Рамануджа, объясняя этот афоризм, говорит: "Здесь представляется
неясным, обладает ли освобожденная душа кроме других сил и этою, присущею
Единому Всевышнему, силою создания Вселенной и управления всем, или блаженство
освобожденной души состоит только в непосредственном восприятии Всевышнего,
этой же силы у нее нет. Допустим, что освобожденный получает также и
возможность управлять Вселенною. Такое допущение можно сделать на основании
слов Писания: "Свободный от всякого пятна достигает совершенного тождества (с
Всевышним)" (Мундака, III-3) и "все его желания исполняются". Совершенное
тождество и осуществление всех желаний не может быть достигнуто без обладания
хотя бы одною силою Всевышнего, из чего легко прийти к заключению, что
освобожденный получает также и силу управлять Вселенной. Но мы утверждаем, что
освобожденный получает все силы, кроме этой! Управление Вселенной есть
направление различных проявлений форм жизни и стремлений всех разумных и
неразумных существ, находящихся во Вселенной: но это не принадлежит
освобожденному, с которого сняты все покровы и который наслаждается блаженством
беспрепятственного восприятия Брахмана. Это доказывается тем текстом книги, в
котором говорится, что управление Вселенной есть свойство только одного
|
|