Druzya.org
Возьмемся за руки, Друзья...
 
 
Наши Друзья

Александр Градский
Мемориальный сайт Дольфи. 
				  Светлой памяти детей,
				  погибших  1 июня 2001 года, 
				  а также всем жертвам теракта возле 
				 Тель-Авивского Дельфинариума посвящается...

 
liveinternet.ru: показано количество просмотров и посетителей

Библиотека :: Йога :: Свами Шивананда Сарасвати :: СВАМИ ШИВАНАНДА - ЙОГА-ТЕРАПИЯ
<<-[Весь Текст]
Страница: из 122
 <<-
 
философии и практике Йоги. «Аюрведа» — сборник древних медицинских трактатов). 
Подобные пробелы в основном обусловлены тем, что целый ряд текстов был  утрачен 
еще в древности и во времена средневековых войн.

Глава 1

Физиология и патология в «Йога-Шастре» и «Аюрведе»

Основы философии и физиологические концепции в Йоге

Элементы метафизики
 

Учение Йоги — истинная жемчужина в океане ведического знания. Традиционно Йогу 
практикуют для достижения просветления и обретения абсолютного знания, однако в 
являющегося абсолютным интегральным осознанием, суть Пустота, в кого сознания, 
согласно учению Йоги, не может не лежать гармоничное совершенствование всех 
низших аспектов человеческого существа и компенсация их возрастной деградации, 
именуемая «реставрацией».
Невозможно построить корректную систему лечения, не обладая точным знанием 
принципов устройства организма. Для постижения же последних требуется знание 
устройства мира в целом.
Принятые в Йоге космогонические концепции изложены в основных йогических 
трактатах, в частности в «Йога-Дар-шане» Патанджали, в «Гхеранда-Самхите» и в 
«Шива-Самхите»,  а также в работах многочисленных комментаторов этих трактатов.
Изначальная праматерия именуется Пракрити — то, из чего непроявленное Единое 
творит внутри себя Бытие. Исходная природа Единого, являющегося абсолютным 
интегральным осознанием, суть Пустота, в которой отсутствует даже пространство, 
ибо все взаимно уравновешено, целостно и полноценно. Побуждение к 
дифференциальному самоосознанию в проявленных творениях есть тот первоначальный 
импульс, которым Единое заставляет себя создать в себе Изначальную Силу и 
нарушить собственное внутреннее равновесие Пустоты, разделив Ее на абсолютно 
подвижное и абсолютно инертное — два первичных потока Бытия. 
За счет этого возникает пространство мира — Пракрити, вихреобразные 
неоднородности которого становятся материей, сотканной вибрационными полями. 
Таким образом побуждение Единого к самоосознанию образует два принципа 
состояния Изначальной Силы — две Гуны —абсолютную активность, именуемую 
Раджо-гуной, или Раджасом, и абсолютную инертность — Тамо-гуну, или Тамас.
 Будучи слитыми в непроявленном Едином, они взаимно уничтожаются изначальной 
целостностью и полнотой. Когда же они проявлены, их равновесие в сотворенном 
Бытии есть некое новое, более высокое по сравнению с ними качество 
упорядоченности (в отличие от изначального Хаоса) , именуемое Саттво-гуной или 
просто Саттвой. 
Таким образом, три гуны создают из Пракрити мир творения, упорядочивая 
абсолютный Хаос изначальной Пустоты в структуру Бытия сообразно Воле Единого.
 Саттво-гуна в проявленном самодостаточна, поскольку является принципом 
уравновешивания, не уничтожающего, но гармонично организующего побудительную 
силу Раджо-гуны и обездвиживающую инертность Тамо-гуны. Тамас, или Тамо-гуна, 
есть принцип или качество инерции (или инертности), обеспечивающий возможность 
создания и сохранения формы — результирующего состояния побудительной силы в 
действии. Тамас также является тем аспектом Изначальной Силы, которым 
обусловлено образование пяти стихий, или пяти элементов, — пяти качественных 
субстанциональных проявлений: земли, воды, огня, воздуха и эфира.

------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------
[В отличие от гуны — потенциальной тенденции динамического осуществления бытия, 
великий элемент — маха-бхута, или стихия, — таттва (буквально «суть, сущность») 
есть исходное качество субстанции мира, соответствующее определенному 
первичному состоянию пространства какизначальной пра-материи Универсума. 
Маха-бхут, или таттв, — пять: наиболее грубая сущность материи как твердого 
вещества — Притхви — стихия земли; сущность жидкого состояния — Апас — стихия 
воды; сущность состояния, переходного между объемно ограниченным состоянием 
вещества и газообразной фазой — Теджас или Агни — стихия огня; сущность 
газообразного состояния —Вайю или Вата —стихия воздуха; сущность тонкого — 
не-вещественного состояния материи — Акаша — стихия эфира, соответствующая как 
собственно пространственно-временному континууму, так и различным полям, 
существующим в нем в виде обусловленных наличием Праны — качества энергии или 
эфирного дыхания — Акаша-вайю — первичных вихре-образных неоднородностей, 
уплотнение и дифференциация которых собственно и есть источник образующих 
первичные элементы трансформаций качественных состояний материи друг в друга.]

------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

Главнейшей из пяти стихий считается эфир вселенной — пространство-время — Акаша.

Дыхание эфира — Акаша-вайю — создает из эфира стихию воздуха. Элементы эфира, 
воздуха и огня в сочетании образуют стихию воды. И если стихия воздуха суть 
первооснова дыхания жизни, то вода содержит в себе в зародышевом состоянии все 
объекты мира проявленных творений. За счет комбинации стихий эфира, воздуха, 
огня и воды формируется стихия земли — первооснова вещественности материальных 
 
<<-[Весь Текст]
Страница: из 122
 <<-