|
объектов. Таким образом, предметный мир во всем его непостижимом многообразии
есть результат естественного взаимодействия пяти стихий — Панча-танматра.
На некотором этапе развития своего взаимодействия пять изначальных стихий
формируют материальный мир пяти физических элементов — Панча-бхута, из которых
состоят все необозримые мириады туманностей, каждая из которых содержит в себе
несчетное количество звезд и звездных систем ( Стихии или тонкие составляющие
первоэлементов есть их организующие принципы — сообразные им качественные
аспекты Праны — энергии. Грубые составляющие первоэлементов — физические
элементы — есть реализация организующих принципов в соответствующим образом
сформированном ими пространстве).
Магическая сила управляемого тремя гунами взаимодействия пяти стихий
проявляется как в образовании мельчайших вихрей сверхслабых вибрационных полей,
так и в создании гигантских конгломератов грубой материи.
Люди, обладавшие при жизни светлым умом и блестящим интеллектом, зачастую
минуют переходный план Бхува-локи и после смерти попадают прямо в Сва-локу. Там
они наслаждаются ощущением счастья, которое порождается их устремлением к
осмыслению сложных абстрактных идей и склонностью к пребыванию в устойчивом
состоянии глубокого размышления либо реализованными в процессе жизни
добродетелями, а затем входят в состояние глубокого покоя — сна без сновидений.
Большинство обычных людей также имеет шанс войти в Сва-локу и оставаться там
некоторое время, в зависимости от большей или меньшей степени осознания
божественности своей собственной природы — свойства, которым человеческие
существа обладают от рождения. Однако затем душе придется возвращаться в мир
смертных — Бху-локу, воплотившись в рожденном существе для достижения более
высокого уровня развития интеллекта и сферы эмоций.
------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------
[В пределе уровень организации человеческого существа вследствие его развития
становится достаточным для обретения им собственно человеческого свойства
сознания — начальной мудрости. Дальнейшее развитие человека и трансформация его
в тот или иной тип сверхчеловеческого существа происходит посредством
постепенного «функционального замещении» инструмента животного уровня —
интеллекта —инструментом чисто человеческим —мудростью, не ограниченной
громоздкими и негибкими интеллектуальными конструкциями, предназначенными для
логической обработки информации трехмерного континуума.]
------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------
Мы можем отчасти проникнуть в тайну души — инструмента ума. Но для
досконального ее изучения человеку необходимо добиться осознанного пробуждения
высшей разумности — или интуиции — Буддхи — того уровня ума, который управляет
процессами трансформации и совершенствования интеллекта. Мир Буддхи начинается
с уровня обители великих — полубогов (Маха-лока) — сферы ощущений. В Маха-локе
выделенный и рафинированный интеллект совмещен с интуицией — Буддхи, формируя
качественно новое образование — мудрость. Три наивысших мира объединяются под
одним названием Урдхва-трилока — три высочайших плана, которые также относятся
к сфере интуиции — Буддхи. Они находятся вне пределов досягаемости интеллекта и
прочих низших функциональных инструментов ума.
Для того чтобы проникнуть в Урдхва-трилоку, человеку необходимо прежде всего
преодолеть в своем сознании пять пороков: похоть, алчность, неведение —
незнание принципов устройства мира и истинного смысла жизни, гордыню
эгоцентризма и злобность.
------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------
[В случае подавляющего большинства человеческих существ под наличием пяти
пороков (или некоторых из них) вовсе не следует понимать ярко выраженные
доминирующие состояния сознания, безусловно и активно определяющие проявления
человека в его действиях, поступках, отношениях. Столь однозначные воплощения
пороков достаточно редки и свойственны либо неким особым личностям, либо
проявлениям обычных людей в пограничных ситуациях, когда потаенное и скрытое в
глубинах сознания всплывает на поверхность, делаясь явным. В обычных же
условиях пороки выражаются скорее как эмоциональные тенденции реакции сознания.
Это делает их трудноуловимыми и практически недоступными интеллектуальному
инструментарию само осознания. «Соринка» в чужом глазу потому и заметнее
«бревна» в своем собственном, что находится во внешней сфере, восприятие и
интерпретации которой осуществляются в значительной степени с помощью
интеллекта. Собственное же «бревно» принадлежит собственной эмоциональной сфере
— более глубокой, чем сфера интеллекта, и потому контролю интеллекта фактически
недоступной. Явления, локализующиеся в сфере эмоций, подлежат адекватному
осознанию лишь при углублении самоосознания в сферы, являющиеся по отношению к
эмоциональной более внутренними и потому способными ею управлять. Таковой,
например, оказывается сфера личной воли. Тогда интеллект может быть осознанно
использован в качестве инструмента оценки и обработки информации о наличии в
эмоциональной сфере скрытых проявлений каких-либо из пяти пороков. Таким
образом, легкое, едва заметное сожаление, которое человек испытывает где-то
глубоко-глубоко внутри, расставаясь с чем-то, что, как он считает, ему
принадлежит, есть алчность, хотя никаких явных проявлений данного порока при
|
|