|
том, что они остались за пределами памяти нынешней человеческой цивилизации.
Ничего, кроме, пожалуй, одного: в. те далекие времена людям тоже было
свойственно болеть, и это вынуждало их искать средства избавления от проблем,
связанных с нарушениями здоровья.
Тысячелетия эволюции человеческого общества не прошли впустую. Сведения о
природе болезней и средствах борьбы с ними, а также основанные на
целенаправленном расширении и углублении осознания методы общего развития
человеческого существа, доставшиеся нам в наследство от забытых предков
нынешнего человечества, своей точностью и совершенством, полнотой и
радикальностью поражают порой Даже самое развитое воображение.
Обозримый отрезок земной истории ничтожно мал в сравнении с тем, сколько
времени прошло с тех пор, как на Земле появился человек. И, разумеется, с
самого начала первобытных времен человек вынужден был сражаться за выживание —
с природой, с врагами, с самим собой. И с болезнями, что заставляло его искать
лекарства, обращаясь к четырем основным источникам: к миру растений, к миру
животных, к миру минералов и к самим токсинам болезней.
Однако чем сложнее и изощреннее становились формулы лекарственных препаратов,
тем с более тяжелыми побочными эффектами их применения сталкивались лекари.
Отсюда — бытующее на Востоке высказывание:
«Сотню пациентов должен убить новичок, прописывая лекарства лишь для того,
чтобы не прослыть невеждой в медицинской науке, прежде чем начнет постигать
сущность болезней и секреты лечения. Тот же, кого величают истинным целителем,
должен убить тысячу, дабы воистину овладеть тайнами силы лекарств».
Ничто, по сути, не изменилось с тех древних времен. Так же как и тогда, тот,
кто уповает на врачей и не способен позаботиться о себе сам, рискует попасть в
руки не слишком опытного специалиста.
Ужасные последствия медицинских ошибок и наплевательского отношения к себе тех,
кто все надежды возлагает на кого-то другого — врача, знахаря, целителя, —
всегда побуждали людей к поиску альтернативных методов. И начали они с того,
что попытались заимствовать способы самоисцеления у животных.
Возьмем, к примеру, домашнего пса. Заболев, он перестает есть и часами лежит на
солнцепеке. Даже самая любимая пища оставляет его равнодушным. Одно-двухдневный
пост и солнечные ванны оказывают на животное настолько благотворное действие,
что очень скоро к нему возвращаются здоровье и аппетит.
Домашняя кошка также владеет секретом самоисцеления. Заболев, она не
прикасается к пище и жует какую-то травку, от которой ее тошнит и рвет.
Проходит немного времени — и вот уже наша милая кошечка снова в полном порядке.
Больная корова перестает щипать траву, находит большую лужу, ложится рядом с
ней на землю и время от времени пьет воду. День-два воздержания от пищи и
обильное питье возвращают корове здоровье.
Изучение методов самолечения, применяемых животными, привело к созданию
натуропатии — естественной терапии. В результате уже во времена «Вед» и
«Веданты» ( Веда (санскр.) — знание, священное знание. «Веды» — сборник самых
древних священных текстов, не так давно — порядка двух с лишним тысяч лет назад
— разделенный Вьясой на четыре части — «Ригведу», «Яджурведу», «Самаведу» и
«Атхарваведу». Веданта (санскр.) —завершение «Вед». «Веданта» —сборник
священных текстов, примыкающих к «Ведам», являющихся их продолжением и
развивающих идеи и философию «Вед») целители владели изощренными приемами
водолечения, применения солнечных ванн, очистительных процедур и прочих
натуропатических практик.
Наиболее совершенными во всех отношениях являются натуропати-ческие методики,
практикуемые в Йоге ( Йога (санскр.) — единение, осознание единства. Древняя
философско-практическая система целенаправленного совершенствования и
расширения человеческого осознания вплоть до практического постижения им
сущности мира, его устройства и абсолютного единства мирового бытия. В основе
совершенствования высших аспектов осознания согласно йогическим концепциям
обязательно должно лежать гармоничное развитие всех низших — «инструментальных»
— составляющих человеческого существа — «плотного» (органического) и «тонкого»
(энергетического) тел, низшего — логического — разума, или интеллекта,
эмоциональной сферы, интуитивного разума и т. д.), поскольку они не только
избавляют человека от болезней и устраняют всякую возможность рецидивов, но
также открывают перед ним поистине неограниченные перспективы развития и
самосовершенствования.
Данная книга посвящена лечебной практике Йоги — Йога-терапии. В изложении
философских основ и физиологической подоплеки терапевтических методов
использованы традиционные концепции, принятые в Йоге. Исключение составляют
лишь те случаи, в которых необходимость ссылок на современную западную медицину
и натуропатию диктуется краткостью или неясностью отдельных трактовок, даваемых
«Йога-Шастрой» и «Аюрведой» («Шастра» — сборник классических трактатов по
|
|