|
времени. Дыхание при расслаблении — естественное.
ВНИМАНИЕ! Больным нельзя пребывать в фазе фиксации Випарита-карани-мудры дольше
пяти минут.
Действие. Классические трактаты в один голос утверждают, что практика
Випарита-карани-мудры сохраняет молодость тела. Кожа не увядает и волосы не
становятся седыми с течением времени. Это упражнение оказывает мощное
благотворное-влияние на структуры, относящиеся к Висма-грантхи, устраняет
запоры, несварение, анемию, повышает аппетит и общий жизненный тонус организма.
Тот, кто практикует Випарита-карани, должен хорошо и полноценно питаться. Иначе,
как говорится в «Хатха-Йога-Прадипике», «прана пожрет тело практикующего». За
счет стимуляции Вайю и Агни Випарита-карани-мудра способствует нейтрализации и
разрушению токсинов в организме. Кроме того, перевернутое положение тела в
Випарита-карани-мудре снимает часть нагрузки с системы кровообращения,
обусловленной необходимостью преодолевать силу тяжести при прохождении кровью
нижней части тела. Кровь приливает к органам брюшной полости и верхней части
тела, в особенности — к шее и голове. Кровеносные сосуды ног отдыхают, мозг
получает дополнительное кровоснабжение, щитовидная железа обильно омывается
свежей кровью.
11. Сахаджа-випарита-карани-мудра — облегченная Випарита-карани-мудра
Этот вариант Випарита-карани-мудры предназначен только для тех, кто ввиду
физических недостатков абсолютно не способен выполнять вариант, описанный выше.
Техника выполнения. Лечь у стены (рис.2-11.1) и, используя ее как поддержку для
ног, поднять нижнюю часть тела до желаемого уровня (рис.2-11.2).
рис.2-11.1
Если тяжело поднимать туловище, следует ограничиться только поднятием ног.
Постепенно стараться освоить более сложные варианты.
рис.2-11.2
Действие. Аналогичное Випарита-карани-мудре, но выражено значительно слабее.
12. Дханурасана — «лук»
Выдающийся современный Мастер Йоги Дхирендра Брахмачари в своей книге
«Йогасана-Виджняна» — «Искусство практики асан» указывает на то, что истинное
название данной асаны — не Дханурасана, а Уштрасана, т. е. верблюд, Дханурасной
же Брахмачари именует то упражнение, которое Шри Свами Шивананда зовет
Уштрасаной.
Учитывая, что и Шивананда, и Брахмачари — величайшие знатоки Йоги, данное
разночтение можно отнести к тому, что они принадлежат к двум различным линиям
учителей, развивавшихся отдельно друг от друга с глубокой древности.
Нас же в этом интересует аспект чисто практический. Дело в том, что название
Уштрасана, присвоенное Дханурасане в школе Брахмачари, говорит о том, как
следует практиковать это упражнение. Голова верблюда перпендикулярна шее.
Отсюда следует, что шею в данной асане следует вытягивать вверх, держа голову
прямо, а не запрокидывая ее назад, что часто делают неопытные практикующие и
что нередко приводит к нежелательным последствиям, далеко не лучшим образом
отражаясь на состоянии сердца, сосудов мозга, щитовидной железы и позвоночника
в шейном отделе и верхней части грудного.
Существует множество вариантов данной асаны, среди них—сложнейшие. Здесь дается
самый простой.
Техника выполнения. Лечь на пол вниз лицом, согнуть ноги в коленях и руками
захватить лодыжки обеих ног (рис.2-12.1).
рис.2-12.1
Пытаясь выпрямить ноги, тянуть себя за руки. За счет этого туловище прогибается
назад. Стараться вытянуть позвоночник внутренним движением от таза к макушке
головы. Шея тянется вверх, голову держать прямо. Тело лежит на животе. Развести
ноги пошире (рис.2-12.2).
рис.2-12.
2 рис.
2-12.3
Дыхание будет несколько стеснено, но это — нормально. Пусть оно следует своей
естественной схеме. Мягким движением свести ноги вместе, напрягая ягодицы,
обозначить легкую Мула-бандху и еще больше вытянуть позвоночник, «уводя»
макушку как можно дальше от таза по мягкой дуге. Ступни ног поднимаются как
|
|