|
Понятие праны в практике Йоги
Успешность применения практики Йоги в терапевтических целях в огромной степени
зависит от того, в какой мере в ходе тренировки задействован
психоэнергетический аспект йогических техник, то есть та их часть, которая
непосредственно воздействует на гармонизацию проявлений стихий в тонком теле.
Если это удается, то лечебная эффективность практики оказывается по меньшей
мере в несколько раз выше, чем в случае, когда техника используется в простом
«физкультурном» варианте. Вероятнее всего, это обусловлено гораздо большей
степенью вовлеченности сознания, а следовательно, и активной воли, направленной
на исцеление, чем в случае автоматического выполнения движений и поз.
Психоэнергетическая работа в практике йогических упражнений построена на
восприятии определенных ощущений и управлении ими с помощью положений тела,
движений и определенных схем дыхания. Эти ощущения генерируются движущимися в
тонком теле потоками некоторой субстанции ( возможно, более адекватным
покажется описание потоков праны как потоков изменения энергетического
состояния вибрационных полей, составляющих тонкое тело, однако в конечном счете
практикующих так или иначе приходит к управлению ощущениями), которая несет в
себе энергию и первичную информацию, соответствующие проявлениям стихий ( или
вибрационным характеристикам составляющих тонкого тела).
Поскольку все такого рода тонкие силы есть проявления Изначальной Силы — Праны,
— их для удобства также именуют праной ( не следует путать с Прана-вайю —
одним из аспектов проявления Вайю-праны — силы стихии воздуха).
Именно очищение, восстановление полноты и гармонизация потоков праны имеются в
виду в тех случаях, когда речь идет об устранении нарушений проявления стихий.
Избавление от дефектов на уровне плотного тела приходит как следствие. В то же
время имеется возможность эффективно управлять психоэнергетическими процессами
и состоянием осознания посредством определенных манипуляций с плотным телом. На
использовании этой возможности и построена как практика Йоги, так и способы
терапевтического ее применения.
В течение тысячелетий йогины изучали эффекты, производимые на плотном и тонком
планах различными действиями с телом и сознанием, отбирали и систематизировали
наиболее радикальные находки, передавая из поколения в поколение все более
совершенные методики комплексного управления всеми аспектами человеческого
существа — от органического тела то тончайших сфер осознания. Поэтому весьма
целесообразно достаточно строго придерживаться методики выполнения упражнений.
Не следует расстраиваться, если поначалу ощущение потоков праны в теле не
воспринимается. Настойчивость в тренировке и точность выполнения упражнений,
соединенные с предельной внимательностью по отношению к каждому движению,
положению тела и возникающему в нем ощущению непременно приведут к тому, что
упражнения откроют практикующему свой истинный смысл.
Асаны и мудры
Различают две категории асан: асаны медитативные и асаны тренировочные.
К категории медитативных асан относят устойчивые сидячие позы, пригодные для
длительного сохранения неподвижности. Они используются при выполнении пранаям и
созерцательных практик, являющихся в Йоге ключевыми и направленных на осознание
человеком высших аспектов своего существа и обретения контроля над ними. В
Йога-терапии медитативные асаны применяются в качестве тренировочных в общем
ряду терапевтических техник.
К тренировочным асанам относят комплексы, составленные более или менее сложными
положениями тела и соединяющими их движениями, предназначенные для всесторонней
тренировки и развития опорно-двигательного аппарата. Тренировочные асаны
являются исключительно эффективным терапевтическим и профилактическим средством.
Именно им и уделяется основное внимание в данной книге, поскольку речь в ней
идет лишь о благополучии физического тела и здравости рассудка.
Следует, однако, иметь в виду, что на более высоких ступенях практики Йоги все
без исключения асаны становятся медитативными, включая самые сложные и
напряженные ( «Постижение структуры потока, равно как и вихрей силы в
пространстве формы бесформенного достигается практикой созерцания асаны. Ибо
возросшая плотность потока превращает тонкое тело в нечто ясно зримое. Дыхание
удлиняется, и сущность его извлекается, делаясь очевидной. Созерцанием дыхания
проявляется то, что внутри. Затем сосредоточением тонкому телу придается нужная
форма. Становясь полными и обретая целостность, вихри силы, составляющие самое
тонкое в человеческом существе, занимают места, им предназначенные. Потому
лучшим сосредоточением будет таковое на внутреннем» («Дхара-Даршана»)).
Поэтому режим выполнения асан, описанный в литературе но Йоге, отличается от
режима их выполнения, рекомендуемого в практике Йога-терапии. Это не должно
|
|