|
Хороший специалист может совершенно точно определить все явные и скрытые
патологии и дефекты, прогнозировать перспективы развития болезней, наиболее
вероятную продолжительность того или иного заболевания, а также возможность
возникновения сопряженных с основными нарушениями дополнительных расстройств.
Глава 2
Йогические техники работы с телом в практике Йога-терапии
ВНИМАНИЕ! Прежде чем приступить к освоению каких бы то ни было из описанных
ниже техник и практике тренировочных программ в соответствии с рекомендациями
«Терапевтического указателя», НЕОБХОДИМО внимательно ознакомиться с описанием
ВСЕХ предлагаемых в настоящей главе упражнений, обращая особое внимание на
ВНУТРЕННИЕ аспекты техники —«замки» и «символы» — бандхи и мудры. Нри этом
следует иметь в виду, что некоторые существенные моменты описаний основных
бандх и мудр даются в ходе изложения техники исполнения асан и других
упражнений.
Начиная осваивать конкретные упражнения, НЕЛЬЗЯ сразу же пытаться выполнять их
в полном виде. По меньшей мере четыре-шесть, а лучше — восемь-двенадцать недель
должно уйти на изучение ТОЛЬКО ВНЕШНЕЙ ФОРМЫ упражнений. И лишь после того, как
форма освоена в достаточной степени, можно начинать отработку рекомендуемых
схем дыхания и практику «встроенных» в упражнение внутренних техник. Если при
этом возникает ощущение неудобства или какие-либо нежелательные эффекты,
необходимо вернуться к практике «пустой» формы упражнений и, по возможности,
проконсультироваться со специалистом, знакомым с йогической практикой
терапевтической направленности.
ЧРЕЗМЕРНОЕ УСЕРДИЕ НЕДОПУСТИМО! Если в описании упражнения речь идет о «мягкой
Мула-бандхе», «легком напряжении в Ашвини-мудре», «свободном естественном
дыхании», «короткой дыхательной паузе» или «мышечной, а не вакуумной
Уддияна-бандхе», указания такого рода во избежание неприятностей необходимо
понимать БУКВАЛЬНО.
* * *
К тому приходит успех, кто неустанно практикует. Ибо как можно преуспеть без
работы? Чтением книг и раздумьями о Йоге успеха не достигнешь.
Ни ношением ритуальных одежд, ни разговорами о высоких материях, но лишь
практикой успешно постигается истина. Это несомненно.
«Хатха-Йога-Прадипика», 1-67,1-68
* * *
В классических трактатах все описания упражнений сопровождаются многочисленными
восхвалениями их чудодейственных свойств. Например, «Гхеранда-Самхита»
утверждает, что настойчивая практика одной только Сарвангасаны — йогической
стойки на плечах — искореняет огромное количество самых разных болезней, в их
числе — несварение, нарушения кислотности, болезни селезенки, печени, почек,
геморрой, проказу, астму, туберкулез, нервные расстройства, диабет, болезни
крови и мочеполовой сферы, опущение внутренних органов и т. д. Вакуумное
втягивание живота — Уддияна-бандха-мудру — «Хатха-Йога-Прадипика» вообще
образно называет «львом, способным одолеть слона, имя которому — смерть».
Настолько же эффективными, согласно классическим текстам, являются и многие
другие статические, динамические и дыхательные упражнения Йоги (
«Гхеранда-Самхита» и «Хатха-Йога-Прадипика» — классические средневековые
трактаты, в которых, помимо общих философских принципов, достаточно подробно
раскрываются основные аспекты практики Йоги).
Как явствует из многовекового опыта йогинов-практиков, классики не
преувеличивали. Но следует помнить, что никакая болезнь не может быть излечена
применением какого-либо одного упражнения или только одной процедуры. Любое
расстройство, проявившееся в виде некоторого комплекса симптомов, всегда
обязано своим возникновением функциональным нарушениям в нескольких звеньях тех
или иных систем организма. И чем более широкая сеть функций поражена болезнью,
тем более комплексным должно быть лечение. Одно конкретное упражнение или
процедура могут быть лишь составной частью сбалансированного комплекса
терапевтических мероприятий.
Встречая в каком-либо классическом трактате восторженное восхваление
определенной техники как средства борьбы с теми или иными патологиями, следует
помнить, что речь идет о потенциальных возможностях данного метода, которые
проявляются только при использовании его в корректно построенном комплексе
мероприятий, соответствующим образом оптимизирующих образ жизни пациента в
целом. Именно в таком ключе данная книга описывает практику применения
йогических техник в терапевтических целях. Нет никаких сомнений в том, что
последовательное, настойчивое и разумное следование приведенным здесь
рекомендациям позволит практически любому человеку избавиться от болезней,
обрести здоровье и жить полноценной жизнью, с умом трезвым и ясным, до глубокой
старости.
|
|