Druzya.org
Возьмемся за руки, Друзья...
 
 
Наши Друзья

Александр Градский
Мемориальный сайт Дольфи. 
				  Светлой памяти детей,
				  погибших  1 июня 2001 года, 
				  а также всем жертвам теракта возле 
				 Тель-Авивского Дельфинариума посвящается...

 
liveinternet.ru: показано количество просмотров и посетителей

Библиотека :: Йога :: Свами Шивананда Сарасвати :: СВАМИ ШИВАНАНДА - ЙОГА-ТЕРАПИЯ
<<-[Весь Текст]
Страница: из 122
 <<-
 
* * *
Как уже говорилось, ключевыми элементами творения являются воздух, огонь и вода.

Соответственно, Вайю-таттва, Агни-таттва и Апо-татгва являются стихиями, 
играющими ключевую роль в гармоничном функционировании физиологических 
механизмов человеческого тела. Любое нарушение их взаимодействия немедленно 
приводит к возникновению заболеваний, а серьезное расстройство заканчивается, 
как правило, смертью.
Наиболее безотказным и радикальным средством для управления взаимодействием 
этих трех стихий и поддержания их идеального равновесия являются практики, 
описанные в «Йога-Шастре» ( Шастра (санскр.) — учение, система. «Йога-Шастра» — 
учение или система И также — свод классических трактатов по философии и 
практике Йоги). Учение Йоги дает нам ключ не только к развитию духовной силы и 
пронзительной ясности ума, но также к построению здорового, неподвластного 
времени организма, свободного от болезней признаков возрастной деградации. 
Таким образом, практика Йоги оказывается, пожалуй, наиболее мощным средством, 
способным избавить человечество от столь всеобщего наше время преждевременного 
старения и медленного прижизненно телесного разложения.

 
Физиология и патология в «Аюрведе»
 
Общим истоком «Аюрведы» и «Йога-Шастры» являются «Веды». Главнейший и самый 
первый трактат «Аюрведы» —«Брахма-Самхита».

На основе комментариев и практических разъяснений к «Брахма-Самхите» в 
древности был составлен целый ряд медицинских трактатов, собственно и 
составивших «Аюрведа-Шастру» — свод древних работ по медицине. Благодаря широте 
охвата, полноте и глубине проработки «Аюр-веда-Шастру» называют пятой «Ведой». 
Некоторые из самых основных трактатов «Аюрведы» были составлены задолго до 
появления «Махабха-раты» ( Древний индийский эпос, авторство которого 
приписывают поэту-йогину Вьясе, жившему, предположительно, в четвертом-втором 
веке до Р. X.). В частности, ко временам совершенно незапамятным относится 
«Сушрута-Самхита» — трактат, подробнейшим образом описывающий уникальную 
систему хирургического лечения.
Огромная часть обширнейших сведений, содержавшихся в «Аюрведе», была утрачена 
вследствие иноземных вторжений и жестоких войн, которыми изобиловала древняя 
история Востока, как, впрочем, и в история человечества.
 Что-то затерлось во мраке тысячелетий, кое-что до сих пор пребывает в 
безвестное покрываясь пылью на полках хранищищ древних манускриптов в ожидании 
своих исследователей. Потому те из древних трактатов Аюрведы, которые, к 
счастью, избежали полной гибели, отнюдь не исчерпывающи. Но даже они вызывают 
удивление и восхищение как современных исследователей, так и тех, кто применяет 
их на практике. Информация, которая содержится в дошедших нас трактатах 
«Аюрведы», указывает на то, что в седой древности, когда еще только зарождалась 
цивилизация Древнего Египта, а на территории будущей Эллады обитали племена 
первобытных варваров, в строках «Вед» и «Веданты» уже было сконцентрировано 
глубочайшее знание сущности мира и устройства вселенной и наука «Аюрведы» 
опиралась на обширные исследования и практический опыт нескольких тысяч лет 
практики.
Некоторые современные исследования свидетельствуют о том, что влияние «Аюрведы» 
распространялось не только на медицину Востока, но также и на Запад, в 
частности на медицинскую науку Египта и Эллады.
В настоящее время насчитывается более тысячи старинных оригиналов работ по 
Аюрведе ( здесь имеется в виду Аюрведа не как свод письменных источников, а как 
система знания и практики), обнаруженных в Непале и различных районах Индии. 
Достижения древних в области медицинских исследований и лечебной практики не 
уступают уровню работ современных ученых в соответствующих областях медицины ( 
следует учитывать, что Шри Свами Шивананда писал свою «Йога-терапию» в 
сороковых-пятидесятых годах нашего столетия).
Особо впечатляют рациональность и научность диагностических методов Аюрведы, а 
также ее трактовки причин болезней. В целом, можно утверждать, что древние 
медики, оставившие нам в наследство учение Аюрведы, вели исследования и 
занимались практическими разработками почти во всех направлениях, существующих 
в современной медицине. Даже такой, казалось бы, сугубо современный метод 
борьбы с эпидемическими заболеваниями, как вакцинация, был хорошо известен 
практикам Аюрведы. В частности, в древней Индии довольно широко применялась 
прививка против оспы. Ее делали весной, перед началом жаркого сезона.
В «Аюрведа-Шастру» входят оригинальные работы практически по всем основным 
направлениям медицинской науки — общей физиологии, патологии, хирургии, 
фармакологии, анатомии, педиатрии, акушерству и гинекологии, общей терапии, 
прикладной биохимии, токсикологии, наркологии.
В основе принятой в Йоге космогонии лежат принципы взаимодействия пяти стихий. 
Соответственно, на тех же принципах строятся и свойственные Йоге и Аюрведе 
физиологические концепции, ибо микрокосм по своему устройству подобен 
макрокосму.
Как было сказано выше, и в микрокосме, и в макрокосме ключевое значение во 
взаимодействии пяти стихий принадлежит гармонии трех из них — воды, огня и 
воздуха. Согласно «Аюрведе», они соответственно представлены в микрокосме 
элементами Вайю (воздух), Питта (желчь) и Капха (слизь).
 
<<-[Весь Текст]
Страница: из 122
 <<-