Druzya.org
Возьмемся за руки, Друзья...
 
 
Наши Друзья

Александр Градский
Мемориальный сайт Дольфи. 
				  Светлой памяти детей,
				  погибших  1 июня 2001 года, 
				  а также всем жертвам теракта возле 
				 Тель-Авивского Дельфинариума посвящается...

 
liveinternet.ru: показано количество просмотров и посетителей

Библиотека :: Йога :: Свами Шивананда Сарасвати :: СВАМИ ШИВАНАНДА - ЙОГА-ТЕРАПИЯ
<<-[Весь Текст]
Страница: из 122
 <<-
 
 
Вайю — органический воздух
Вайю (воздух) — жизненная сила (не следует забывать: в традиции Йоги и Аюрведы 
под каждым из элементов понимается не только соответствующие ему аспекты 
плотного, или физического тела (стхула-шарира)), —но и его функциональные 
проявления в теле тонком, или энергетическом (сукшма-шарира) есть дыхание жизни,
 основа человеческой силы, то, от чего изначально зависит жизнеспособность и 
физиологическая активность всех систем и органов (как стхула-шариры, так и 
сукшма-шариры).
 Основная жизненная сила локализована в сердце и называется Прана-вайю. 
Жизненная сила, локализованная в области прямой кишки, именуется Алана-вайю. 
Пищеварительную жизненную силу в районе пупка называют Самана-вайю. Жизненная 
сила, действующая на уровне горла, известна как Удана-вайю. Вьяна-вайю — 
связующий аспект жизненной силы, распределенный по всему телу.
Прана-вайю. Функции Прана-вайю — общее управление дыханием, поглощением пищи, 
работой сердца и циркуляцией крови в крупных и средних кровеносных сосудах.

Апана-вайю. Ее главная функция состоит в управлении дыхательными движениями в 
фазе вдоха —главной фазе дыхательного цикла. Без согласования с Апана-вайю, 
Прана-вайю не может управлять дыханием. Кроме того, Апана-вайю отвечает за 
нисходящее движение мочи, спермы и фекальных масс. В организме женщин частью ее 
функции является организация менструального цикла, сохранение плода в матке и 
родовая деятельность.
Самана-вайю. Самана Вайю способствует активности пищеварительного огня или, 
другими словами, выделению пищеварительных соков. Она же обеспечивает 
прохождение полупереваренной пищи из желудка в двенадцатиперстную кишку и далее 
— в тонкий кишечник. Пищевари-тельно-секреторная функция тонкого кишечника 
также принадлежит к сфере функциональной деятельности Самана-вайю. Когда пища 
переварена, Самана-вайю проводит отходы в толстый кишечник. Кроме того, в 
задачи Самана-вайю входит согласование функций Прана- и Апана-вайю.

Удана-вайю. Удана-вайю отвечает за восходящее движение воздуха, то есть 
позволяет человеку выполнять выдох и произносить звуки. Особо тонкие 
составляющие Удана-вайю управляют питанием мозга, развитием памяти и других 
умственных способностей, продвижением Кундалини-шакти (  Кундалини-шакти 
(санскр.) — сила Кундалини. Кундала (санскр.) — кольцо. Кундалини-шакти — 
Изначальная Сила в ее действующем творческом аспекте, в виде спирального вихря, 
количество оборотов которого —три с половиной, пребывающая в области 
Муладхара-чакры. Для достижения просветления — инициации концептуального 
аспекта Изначальной Силы, пребывающего в Сахасрара-чакре — йогин заставляет 
Кундалини-шакти подниматься вверх по Сушумна-нади (центральному каналу тонкого 
тела). Прежде чем Кундалини-шакти достигает Сахасрара-чакры, она проходит 
сквозь все шесть чакр, инициируя соответствующие каждой из них паранормальные 
силы — сиддхи. Главная опасность при этом — искушение активно использовать 
полученное при включении тех или иных сверхсил могущество для личностного 
самоутверждения в сфере земного бытия. Процесс йогической эволюции при этом 
останавливается, так как расходуется необходимая для его продолжения энергия. 
Человек «зависает» в пространстве некоторого ирреального состояния, раз и 
навсегда утратив адекватность низшей реальности земного бытия. Осознание же 
высшей интегральной реальности мира ему недоступно вследствие недостатка 
энергии) к Сахасрара чакре в процессе практики Йоги и проникновением внимания 
йогина в области сверхчувственного восприятия, обычному человеку недоступные.

Вьяна-вайю. Вьяна-вайю обеспечивает поступление крови и других физиологических 
жидкостей во все части тела сообразно потребностям последних, управляет 
капиллярным кровообращением, кровоснабжением головного мозга и потовыделением ( 
вероятнее всего, кроветворная функция также управляется силой Вьяна-вайю, хотя 
Шри Свами Шивананда об этом не упоминает).

Нарушение функций Вьяна-вайю выражается в синдромах общего характера, которые 
проявляются нелокально, а по всему телу. Общее одновременное рассогласование 
функциональной деятельности всех пяти вайю влечет за собой неминуемую смерть.



Питта — органический огонь


Непосредственные функции чистой и здоровой Питты —управление способностью 
человека видеть, обеспечение физической силы и поддержание мышечного тонуса, 
сохранение телесного тепла, возбуждение ощущений голода и жажды. Кроме того, от 
функций Питты зависят способность человека к аналитическому мышлению и цвет 
кожи. Питга воплощает в себе стихию огня —Агни — и так же, как и Вайю, 
разделяется на пять категорий: Пачана-питта (пищеварительная желчь), 
Раджана-питта (красящая желчь), Садхана-питта (желчь силы), Алочана-питта 
(желчь, стимулирующая зрение), Бхарджана-питта (желчь лучистого цвета кожи).

Пачана-питта. Под названием Пачана-питты объединены секреты желчного пузыря и 
поджелудочной железы. В своем тонком аспекте Пачана-питга обеспечивает 
функциональную активность печени, желчного пузыря и поджелудочной железы, 
 
<<-[Весь Текст]
Страница: из 122
 <<-