|
Господь Брахма посетил Вайкунтху, увидел Господа Хари и сказал Ему: «О
уважаемый Господь! Я не могу продолжать творение. Санака, Санандана и другие
стали йогинами. Они не хотят быть домохозяевами. Будь добр, скажи, как
продолжать мне процесс творения?» Господь Вишну ответил: «Это не в моих силах.
Пойдем к Господу Шиве, что обитает на Кайласе».
Брахма и Вишну узрели Властелина Кайласы и обратились к Нему так: «О Бог
богов! Брахма был вынужден остановить творение, так как четверо Кумаров стали
йогинами. Милостиво благослови его на продолжение творческого труда».
Господь Шива посмотрел на левую сторону Своей груди. И тогда из Его левой
половины родилась Ума. Господь Шива сказал им: «Теперь для творения нет
препятствий. Оно будет продолжаться безостановочно». Тогда Брахма и Вишну
возвратились каждый в свою обитель. Затем милостью Господа Шивы Господь Брахма
сотворил миры. Мужчины и женщины счастливо сожительствовали и производили
потомство. Все проявленное есть шактимайя. Господь Шива наблюдает за
деятельностью пракрити.
ГОСПОДЬ ШИВА НОСИТ СЛОНОВЬЮ ШКУРУ
Когда-то давным-давно, демон Гаджасура совершал суровое покаяние. Брахма
появился перед ним и спросил его: «О Гаджасура! Я удовлетворен твоим покаянием.
Какой дар хотел бы ты получить?» Гаджасура ответил: «О досточтимый Господь!
Даруй мне безграничную отвагу и неистощимое богатство!» «Я дам тебе, то, что ты
просишь. Но если ты восстанешь против Господа Шивы, то потеряешь все это», — и
Господь Брахма исчез.
Гаджасура победил богов во главе с Индрой. Он также не давал покоя
многочисленным муни и риши. Они отправились в Бенарес, пали к ногам Господа
Вишванат-хи и взмолились: «Гаджасура пытается убить нас. Защити нас! О Господи!
Нет иного прибежища для нас».
Гаджасура напал и на Господа Вишванатху. Господь убил асуру, содрал с него
шкуру и сделал из нее Себе одеяние. Тогда дэвы и риши восславили Господа и
возрадовались.
ГОСПОДЬ ШИВА И ПРОДАВЕЦ ХВОРОСТА
Варагуна Пандьян был правителем царства Пандья. Его столица была в Мадурае.
Он был подобен Индре. Искусный в игре на вине Йеманатхан явился к его двору из
Северной Индии. Волнующие душу мелодии играл он на вине. Царь оценил музыку
Йеманатхана, богато одарил его и поместил его в отдельном жилище. Йеманатхан
вел себя очень надменно из-за того, что был так искусен в музыке.
Варагуна Пандьян понял, что Йеманатхан гордится своим знанием музыки. Он
призвал своего придворного музыканта Бханабхадру и произнес: «О Бхадра!
Способен ли ты одержать победу над новым музыкантом, Йеманатханом?» Бханабхадра
ответил: «Твоей милостью и с благословения Господа Сомасундары, что в Мадурае,
я наверняка смогу победить его». «Ну что ж, приходи завтра и покажи всем свое
искусство», — сказал ему царь.
По всем улицам и переулкам Мадурая бродили ученики Йеманатхана, играя на
винах, и хвастаясь своим умением. Слыша их, Бханабхадра думал про себя: «Эти
ученики весьма изощрены в музыке и в игре на вине. Если ученики обладают такими
знаниями, как же восхитителен и великолепен, должно быть, их гуру! Как же смогу
я победить этого великого музыканта?» И тогда он взмолился к Господу Шиве,
говоря так: «Пожалуйста, помоги мне одержать победу над Йеманатханом. Я так
нуждаюсь в Твоей милости!»
Тогда Господь принял образ дровосека, одетого в лохмотья, в порванной обуви.
В руке Он нес вину, а на голове — вязанку хвороста. Он пришел к дому, в
котором жил Йеманатхан, и сел у порога. Взяв в руки вину, Он чудесно заиграл,
сопровождая игру чарующим пением.
Услыхав эту прекрасную музыку, Йеманатхан был поражен. Выйдя из дома, он
спросил дровосека: «Кто ты, о дровосек?» Тот ответил так: «Я — один из учеников
и смиренный слуга Бханабхадры, придворного певца Вара-гуна Пандьяна. У него
множество учеников. Когда я состарился, мой учитель отослал меня, сказав, что
не гожусь я больше для пения».
Йеманатхан попросил дровосека сыграть еще раз, и дровосек опять сыграл ему
сатари-рагу, покорившую сердце Йеманатхана. Притворившийся дровосеком Господь
Шива исчез вместе со Своей вязанкой хвороста.
Йеманатхан в ужасе подумал: «Никогда прежде не слыхал я эту сатари-рагу.
Это — божественная рага. Если уж этот старик так прекрасно исполняет ее, какими
же знаниями, должно быть, обладает его прославленный учитель! Сам Господь,
наверное, научил его этой раге. Не мне состязаться с Бханабхадрой. Надобно
бежать отсюда и немедленно!» Страхом и стыдом наполнилось сердце Йеманатхана.
Оставив все свое имущество, в глухую полночь он бежал из города вместе с
учениками.
Господь Сомасундара явился во сне Бханабхадре и произнес: «Не бойся. В
облике дровосека пришел Я к порогу дома Йеманатхана и сыграл на вине. Глубоко
пораженный, ночью он бежал. Теперь ты можешь быть спокоен».
Проснувшись поутру, Бханабхадра отправился в храм и совершил поклонение
Господу Сомасундаре. Затем явился он ко двору царя. Царь же отправил слугу за
Йеманатханом. Слуга повсюду искал его, но так и не нашел нового музыканта. Люди,
жившие по соседству с Йеманатханом, сказали: «Приходил дровосек и пел здесь.
Новый певец сбежал ночью. Больше ничего не знаем».
Слуга доложил обо всем царю, и царь спросил Бханаб-хадру: «Что делал ты
после того, как оставил меня?» «Мой досточтимый повелитель», — отвечал
Бханабхадра, — «я пошел домой и там взмолился к Господу Сомасундаре о
|
|