|
танцев, восемь танцев, танец коду-котти, танец пандам, танец коду. Коду-котти —
танец после всеобщего разрушения. Пандам — танец после разрушения Трех Городов,
с нанесенным на тело пеплом этих Городов. Коду, или капалам, — танец с головой
Брахмы в руке. Самхара — танец во время растворения, пралайи.
Сришти, стхити, самхара, тиробхава и ануграха, а также муни-тандава,
анаварата-тандава и ананда-тандава составляют восемь танцев. Танцы шивананда и
сундара, танец золотого города, танец золотого Чидамбарама и чудесный танец —
это пять танцев. Шесть танцев состоят из предыдущих пяти танцев и танца ананды.
Господь Шива — не обыкновенный танцор. Он — знаток танца и его Повелитель.
Он — Царь танцоров. Он умерил гордость Кали. Разрушение, производимое Господом
Шивой, является не единым действием, но последовательностью действий. Каждой
стадии соответствует определенный танец.
Да поможет вам Натараджа, великий танцор, достичь Шивананды, вечного
блаженства Шивы!
ГОСПОДЬ НАТАРАДЖА — ВЕЛИКИЙ ТАНЦОР
Слог «йа» в «Намах Шивайя» символизирует дживу (индивидуальную душу). Из
паньчакшары «Намах Шивайя» состоит тело Господа Шивы. Рука, держащая пламя —
это слог «на». Нога, попирающая демона Муяла-ку, — слог «ма». Рука, держащая
дамару, — слог «ши», Движущиеся руки, правая и левая, — это слог «ва». Рука,
сложенная в абхайя-мудру, — слог «йа».
Когда-то некоторые из риши отказались от веры в истинного Господа и стали
поклоняться ложным божествам. Господь Шива решил проучить их. Он сделал так,
что странные страсти проснулись в их душах. Риши ужасно рассердились. С помощью
приобретенной аскетическими подвигами силы они сотворили различные ужасы и
напустили их на Шиву. Господь Шива одержал над ними верх и в конце концов
победил творение риши, великую Кали, Своим космическим танцем.
Когда Шри Натараджа танцевал, риши Патанджали и Вьягхрапада наблюдали Его
танец, исполненные радости. Они стояли по обе Его стороны. Увидев живописное
или скульптурное мурти Натараджи, вы можете заметить с одной стороны от Господа
фигуру Патанджали, а с другой — Вьягхрапады. Вьягхрапада нижнею частью тела
напоминает тигра, а Патанджали — змея.
Самый удивительный танец Натараджи — урдхва-тандава. В этом танце левая
нога поднята кверху, так что ее пальцы направлены в небо. Это самый сложный вид
танца. С помощью этой танцевальной позы Натараджа победил Кали. Во всех
остальных способах танца Кали успешно соревновалась с Ним. Во время танца
Натараджа потерял Свою серьгу. Танцуя таким способом, Он смог пальцем Своей
ноги вернуть украшение на прежнее место, сделав это незаметно для зрителей.
Натараджа танцевал, подняв вверх правую ногу. Это — поза гаджахаста в танце
нритья. Он танцевал очень долго, ни разу не изменив положения ног.
Есть еще одна танцевальная поза Шивы — «на голове слона». Господь Шива в
этой форме именуется Гаджасана Мурти. У ноги Господа Шивы видна голова
слоноподобного чудовища. У Господа Шивы восемь рук. В трех правых Его руках —
трезубец, барабанчик и петля. В двух руках Он держит щит и череп, третья левая
рука — в позе висмайя.
Один асура принял облик слона, чтобы убить брахманов, которые сидели вокруг
Вишванатха-Лингама в Бенаресе, полностью погруженные в медитацию. Внезапно из
Лингама появился Господь Шива, убил чудовище и украсил Себя его шкурой.
ТАНЕЦ ШИВЫ
Наводнение девятьсот двадцать четвертого года
В Ришикеше было ужасным,
Вода унесла многих махатм и садху, —
Это — танец Шивы.
Бурный поток Чандрабхаги
Изменил свой путь в 1943 году,
Через него на слонах
С трудом переправлялись люди, —
Это — танец Шивы.
Утром одиннадцатого января 1945 года
Начался снегопад
В окрестных Гималаях,
Холод был ужасен, —
Это — танец Шивы.
Господь Вишванатха обитает теперь
Там, где прежде были леса.
Он радует целый мир,
Даруя здоровье и долгую жизнь, —
Это — танец Шивы.
Лес становится ашрамом,
Острова — океаном,
Океан становится островом,
Города — пустыней, —
Это — танец Шивы.
Шива смотрит на Свою Шакти —
|
|