|
практикуете концентрацию и повторяете имя Господа, ум становится
однонаправленным. Это называется состоянием экагра. Впоследствии ум полностью
контролируется (нирудха). Когда вы достигаете асампраджната самадхи, он готов
раствориться в Высшем Пуруше.
Вам необходимо воспитывать в себе четыре великих добродетели--майтри, каруна,
мудита и упекша. Тогда вы достигнете умственного покоя. То же самое сказано
Господом в Гите: ((х)) К равным вы должны относиться с дружелюбием (майтри). К
бедствующим вы должны относиться с состраданием. К тем, кто стоит выше вас, вы
должны быть благодушны. Благодушие разрушит зависть. Все ваши братья. Если
кто-то находится в лучшем положении, порадуйтесь за него. Затем следует упекша.
Иногда вы встречаете порочных людей. Будьте безучастны к ним. Благодаря этим
методам вы достигнете умиротворения ума.
На что медитировать
Патанджали рекомендует медитации вишока и джьотишмати. Сосредоточьтесь на
беспечальном ??? сияющем свете сердца. Иногда у вас открывается видение Бога,
садху и гуру. Медитируйте на них или на любую форму по своему желанию--это
ятхабхиматадхьянадва. Медитируйте на форму святого, свободного от раджа-двеши,
или на любое изображение. На ваше собственное изображение, на свою форму и
качества, на форму и качества вашего отца. На Господа Иисуса, Господа Будду,
Раму, Кришну, Дургу. Все вы совершали какую-либо пуджу или поклонение в своем
предыдущем рождении. Те самскары сохранились. В этом рождении ум одних
непроизвольно устремляется к Раме, ум других--к Деви, третьих--к Кришне. Таким
образом вы сможете избрать своего Ишта Девату.
Различие между концентрацией и медитацией таково: концентрация--это дхарана, а
медитация--дхьяна. Попытайтесь сосредоточить ум на любом объекте, на любой
чакре в теле--это дхарана. Затем пусть на тот конкретный объект перенесется
мысль. Это медитация. Если ум уклоняется от объекта медитации, возвращайте его
обратно с помощью пратьяхары. Ваша лошадь убегает в чужой двор; вы должны
будете вернуть ее назад и предупредить новый побег тем, что обеспечите ей
вкусный корм в своем доме. Но даже тогда порочный ум будет разбегаться в разных
направлениях. Вам нужно дисциплинировать его и убедить в том, что внутри вас
находится высшее блаженство. Обезьяна будет скакать с ветки на ветку; вы должны
будете вернуть ее обратно.
Яма и нияма
Яма и нияма--наиболее важные практики, предваряющие медитацию. Если вы мимо них
сразу броситесь к медитации и самадхи, то лишь переломаете себе ноги. Но и
ждать вам нельзя. На практику какой-либо одной ямы уйдет целая жизнь! Поэтому
вам необходимо одновременно практиковать яму-нияму и заниматься концентрацией и
медитацией, пусть вы и не утвердились еще в яме-нияме. Мы знаем одного только
Харишчандру, совершенно утвердившегося в Истине. Но следовать истине в
повседневной жизни пытаются многие. Хотя вы и не можете соблюдать совершенную
брахмачарью, ведите хорошо отрегулированную жизнь. Не живите в вожделении,
умерьте свои желания--вот сущность апариграхи. Любите всех--это практика ахимсы.
Не жаждите чужого богатства--это астхейя.
Те, кто желает достичь вечного Абсолюта, должны следовать этим канонам
неотступно. ((х)) Только наделенные вайрагьей и утвердившиеся в брахмачарье
могут войти в обитель Абсолютного Брахмана.
Ниямы составляют: сауша, сантоша, тапас, свадхьяйя, ишварапранидхана.
Сауша--это внутренняя и внешняя чистота. Внутренняя чистота ума и сердца
является более важной. Освободитесь от дурных вритти. Сантоша
(удовлетворенность)--это великое достоинство, великое сокровище. Тапас--это
аскеза. Отсутствие эгоизма и бескорыстное служение--важнейшие формы тапаса.
Смирение и бесстрастие--важнейшие формы аскезы. Практикуйте их в непрерывном,
неутомимом, бескорыстном служении. Практикуйте три формы тапаса, упомянутые в
Гите. Дисциплинарные практики, подобные посту и т.д., тоже относятся к тапасу.
Поститесь в экадаши. Если вы достаточно выносливы, поститесь не принимая даже
воды. Это даст возможность пищеварительным органам отдохнуть. Во время поста к
вам придет медитативное состояние. Перегрузив желудок, вы можете расстелить
кровать и отправиться спать, но не медитировать! Некоторые люди, живущие в
роскоши, иногда спрашивают меня о самом быстром способе выхода в самадхи. Я
говорю им: "Наешьтесь до отвалу риса и творога, расстелите превосходную мягкую
постель с хорошей подушкой, растянитесь на ней, забудьте об этом мире--и вы
получите "самадхи". Если вы стремитесь практиковать йогу, вам необходимо
подчинить себя строгой дисциплине.
Свадхьяйя--это изучение религиозных текстов. Атма-Бодха, Таттва-Бодха,
Вивекачудамани, Панчадаши Вичара Сагара, Йога-Васиштха, Упанишады, Гита, Брахма
Сутры. Йога-Васиштха является монументальной работой по Веданте. Но вам не
следует приниматься за изучение Йога-Васиштхи в самом начале. Вы не сможете
понять ее подлинное значение. Прежде всего вам нужно изучить простые тексты. В
начальных текстах Веданты даны наставления по панчекарану и другим основным
положениям Веданты. Панчекаран--это описание пяти элементов. Воздух, которым вы
сейчас дышите, не является чистой вайю-танматра. В нем содержатся некоторые
другие элементы. В "рупии" воздуха содержится "восемь анн" вайю-танматры и "две
анны" каждой из остальных четырех танматр. Так же и с прочими элементами.
Есть и другой панчекаран--панчекаран для хорошего сна. Смешайте четыре
вещества: (роган) масло, выжатое из миндаля (бадам), семена тыквы (кадду),
|
|