|
благополучием и вечным Блаженством.
Вторая мандала
Внутренний путь к освобождению
Йога--это соединение индивидуальной души с Высшей Душой. Так же, как плавящаяся
камфора становится единой с огнем, так же, как капля воды, упав в океан,
становится единой с океаном, так и индивидуальная душа, когда она очищена,
свободна от вожделения, жадности, ненависти и эгоизма, становится саттвичной,
единой с Высшей Душой.
Раджа-йога--это точная наука. В ней--восемь составляющих. Яма, нияма, асана,
пранаяма, пратьяхара, дхарана, дхьяна, самадхи. Раджа-йога начинается там, где
заканчивается хатха-йога. Хатха-йога начинается с асан и пранаямы, контроля
физического тела и очистки, или регуляции дыхания. Раджа-йога начинается с
контроля ума и заканчивается в асампраджната самадхи.
Теперь попытаемся провести небольшое исследование йоги. ((х)) Йога--это
сдерживание умственных видоизменений. Все мыслеволны успокаиваются, и тогда вы
входите в самадхи и становитесь едиными с Высшей Душой. Читта--это
подсознательный ум, где накапливаются все впечатления. Вы едите манго. Это
рождает самскару, которая откладывается в читте. Когда вы снова видите манго,
эти самскары восстанавливаются в уме. Когда ум размышляет о любом объекте этого
мира, появляется вишайякара вритти. Например, в какой-то момент она принимает
форму яблока. Сразу вслед за этим возникает мысль о другом объекте и появляется
другая мыслеволна. Когда благодаря концентрации и медитации на Брахман эти
вритти контролируются, рождается брахмакара вритти. Все ведические тексты
утверждают, что брахмакара вритти разрушает неведение (авидья), и тогда
появляется сияние Брахмана.
Значение беспристрастия
Существуют различные виды вритти--некоторые болезненные, некоторые приятные.
Для разрушения этих вритти Патанджали Махариши рекомендует абхьясу и вайрагью.
Благодаря практике абхьясы и вайрагьи все вритти попадают под контроль, и вы
входите в самадхи.
То же самое говорит в Гите Господь. Арджуна говорит Господу: "Ум порывист, как
ветер. Контролировать ум так же трудно, как схватить щипцами ветер". Господь
Кришна отвечает: "Усмири этот порывистый ум абхьясой и вайрагьей".
Вайрагья--наиболее важный фактор--это безучастность к нынешним и грядущим
удовольствиям. Благодаря доша дришти, выявлению недостатков чувственной жизни,
и митья дришти, вы можете развить вайрагью. Ум заполнен чувственными самскарами.
Очень трудно отвлечь ум от этих объектов. Метод таков: вспоминайте описание
этого мира, данное Господом в Гите. ((х))--этот мир непостоянен, преисполнен
страданий, он--обитель печали. Все чувственные удовольствия кажутся приятными
вначале, но в конце они подобны яду.
Вспомните Вайрагью Дендиму Шри Шанкарачарьи: ((х)) В уме скрываются разбойники;
жемчужина знания похищена этими бандитами, поэтому, о человек, пробудись от
этой самсары. ((х)) Проснись; жизнь уходит, ты пойман в это колесо самсары.
Тебя донимают разного рода беспокойства и ожидания. Ты не осознаешь этого, но
жизнь постепенно убывает. Постоянно сохраняя эти мысли, вы постепенно разовьете
вайрагью. Изучайте Вайрагью Сатака Бхартрихати, "Как обрести вайрагью",
"Необходимость саньясы" и Вайрагья Пракарану Йоги Васиштхи. Без вайрагьи вы не
сможете добиться духовного прогресса.
Практика: единственная панацея
Усилие по укреплению ума различными средствами является абхьясой. Сосредоточьте
ум на черной точке или любой фигуре. Ум будет рассеиваться, это его привычка.
Постепенно уводите его от объектов и пытайтесь зафиксировать на лотосных стопах
Господа. Мысль будет ускользать сто раз на дню, но после трехмесячной практики
она будет ускользать 99, 90 или 80 раз. Так вы будете неуклонно прогрессировать,
и ум скоро станет однонаправленным, и вы сможете зафиксировать его на Господе
и медитировать длительное время. ((х)) Средство от блуждания ума--непрерывная и
регулярная абхьяса в течение долгого времени. В конечном итоге вы осознаете
свое единство с Высшей Душой. Если вы продолжаете практику два месяца, а затем
оставите ее, вы не сможете взойти на вершину. Регулярность имеет важнейшее
значение. Пусть ваша ежедневная практика будет даже десятиминутной, но вы
должны быть регулярны. Выполняйте практику в утренние часы (брахмамухурта).
Брахмамухурта лучше всего подходит для ежедневной медитации.
Обзор раджа-йоги
Раджа-йога Сутры Патанджали разделена на четыре части. Первая--Самадхи Пада. За
ней следует Садхана Пада, где описываются различные садханы раджа-йоги. Затем
следует Вибхути Пада--описанные в ней различные психические силы вы обретаете с
помощью концентрации. Четвертой будет Кайвалья Пада. В ней описывается
достижение бессмертия и единства с Высшим Пурушей.
Существует пять состояний ума: кшипта, мудха, викшипта, экагра и нирудха. Ум
разбегается в разных направлениях; его лучи рассеиваются. Вам необходимо будет
собрать их. Иногда ум заражен глупостью (мудха). Когда вы снова и снова
|
|