|
Господом Ямой. Приходит второе письмо. Падает зрение. У него всё еще есть шанс
пробудиться и посвятить себя йога садхане, но он не делает этого. Он идет к
окулисту и заказывает красивые очки. Даже после этого он продолжает жить той же
чувственной жизнью. Ему кажется, что в очках он выглядит еще представительней,
чем прежде. Даже некоторые молодые люди сейчас носят очки, они считают, что это
модно и что они выглядят в них более привлекательно. Не рассуждайте так глупо.
Вы только испортите себе глаза. И потом приходит третье письмо. Начинают
выпадать зубы. Это очень серьезное предостережение Ямы. Но сбитого с толку
человека даже это не заботит. Он идет к дантисту и вставляет красивые
искусственные зубы. Теперь он даже еще более счастлив: "Мои настоящие зубы были
не так хороши, как эти",--говорит он. Его не заботит предостережение Ямы. Затем
приходит четвертое письмо. Тело теряет силу. Походка становится неустойчивой.
Человек не может прямо сидеть и ходить без поддержки. Но глупец не осознает,
что жизнь его подходит к концу. Он идет в магазин, покупает красивую трость,
ставит на нее серебряный набалдашник--и выглядит с ней еще солидней, чем раньше.
Увы, все четыре предостережения Господа оставлены без внимания. В конце концов,
смерть уносит его. Таково жалкое положение невежественного человека. Не
уподобляйтесь ему. Пробудитесь сейчас же. У вас есть еще время. Совершайте
садхану. Осознайте цель здесь и сейчас. Патанджали говорит: ((х)) для человека,
способного различать, все здесь представляется лишь страданием. Даже начальные
стадии самадхи он рассматривает как дукха, хотя они бесконечно блаженнее жалкой
мирской жизни. Причина в том, что даже эти формы самадхи становятся
препятствиями на пути стремящегося и мешают его стремлению достичь высшей
нирвикальпа самадхи. Вспомните сутру: ((х)) Практикуя йогу, вы можете обрести
различные сиддхи и риддхи. Вы должны отвергнуть их как бесполезные, поскольку
ваша цель--достижение ............ (кайвалья мокша). Появятся знаки внимания со
стороны дэв. Уддхалаку искушали дэвы, но он отказал им. Не прельщайтесь даже
этими психическими силами. Помните: ((х)) Дерзновенно идите вперед и достигнете
цели--нирвикальпа самадхи. Не останавливайтесь, покуда цель не будет достигнута.
((х))
Обобщим.
Раджа-йога--это царственный путь к освобождению от страданий. Она основана на
четырех великих принципах: существование страдания, его причина, освобождение
от страдания и средства для этого. Практика методов, предписанных раджа-йогой,
ведет к прекращению всех страданий и к достижению вечного блаженства. Займитесь
практикой сегодня же. Не пропускайте ни одного дня. Помните, что каждый день вы
приближаетесь к концу этого земного существования в человеческой форме. Вы
потеряли много дней, месяцев и лет. Вы не осознаете этого из-за сильного
опьянения ликером ............ (моха). Поэтому вы не понимаете подлинной
причины страданий в этой земной жизни.
Причиной страдания является авидья. Когда внутри восходит солнце различения,
пуруша осознает, что он отличен от пракрити, что он независим и свободен.
Раджа-йога дает вам наиболее практичный метод для достижения этого возвышенного
состояния.
Трем классам стремящихся раджа-йога предписывает три вида садханы.
Первоклассному стремящемуся (уттама адхикари) раджа-йога предписывает абхьясу и
вайрагью. Он практикует медитацию на Высшее Я, он практикует ...............
(читта-вритти-ниродха) и скоро войдет в самадхи. Это практика вайрагьи.
Среднему стремящемуся (мадхьяма адхикари) раджа-йога предписывает ..............
.(крийю), .................(йога тапас), .............(свадхьяйю) и ............
..(ишварапранидхану). Есть различные виды тапаса: чандраяна, кришча-врата,
панчагни тапас--простоять зимнюю ночь в ледяной воде, простоять летний день на
горячем песке--есть множество практических форм тапаса. Но о лучших из них
сказано Господом в Бхагавад Гите. Свадхьяйя--это изучение духовной литературы и
также повторение (джапа) вашей ишта мантры. Ишварапранидхана--это посвящение
себя Господу и совершение всех действий с позиции................(ишварапрана).
Это три формы садханы мадхьяма адхикари, который очень скоро войдет в глубокую
медитацию и достигнет кайвалья мокши. Для адхама адхикари, начинающего
стремящегося, раджа-йога предписывает восьмиступенчатую садхану--яма, нияма,
асана, пранаяма, пратьяхара, дхарана, дхьяна и самадхи.
Не воображайте, что вы находитесь на стадии уттама адхикари и что вам нужно
только сесть в медитацию и войти в самадхи. Вас ожидает великое
разочарование--вы обнаружите, что даже после нескольких лет практики не
продвинулись вперед ни на дюйм. Причина в том, что глубоко внутри вас затаились
желания и притязания, дурные вритти, до которых вам не добраться. Будьте
смиренны. Проведите тщательный анализ своего сердца и ума. Даже если вы
стремящийся высшего класса, думайте, что вы начинающий и практикуйте
восьмиступенчатую садхану, предписанную раджа-йогой. Чем больше времени вы
уделите первым двум шагам, то есть яме и нияме, тем меньше времени вам
понадобится для достижения совершенства в медитации. Это--очень длительная
подготовка. Но не ждите достижения совершенства в яме-нияме для того, чтобы
заняться следующими за ними практиками асан, пранаямы и медитации. Попытайтесь
укрепиться в яме-нияме и в то же самое время практикуйте асаны, пранаяму и
медитацию, насколько это возможно. Эти практики должны идти рука об руку. Тогда
успех не заставит себя ждать. Вы скоро войдете в нирвикальпа самадхи и
достигнете кайвалья мокши. Никто не способен передать, и никакие слова не могут
описать это высшее состояние. Действуй, дерзновенный стремящийся, и реализуй
это сам. Пусть Господь благословит вас здоровьем, долгой жизнью, миром,
благополучием и кайвалья мокшей! Пусть вы засияете как йоги уже в этом рождении.
|
|