|
проявленное (удара), скрытое (вичхинна), ослабленное (тану), дремлющее
(прашупта) и сожженное (дагха). У людей с мирским умом, позгрязших во всем
светском, рага и двеша находятся в проявленном состоянии--удара авастха.
Вичинна авастха--это состояние, в котором рага и двеша скрыты. Муж с женой
иногда ссорятся, и любовь на время становится скрытой. Она вновь улыбнется--и
любовь возвращается. Это вичинна авастха. Некоторые люди практикуют пранаяму,
киртан и джапу. В них рага и двеша ослабляются (тану авастха). Иногда из-за
неподходящих условий они остаются дремлющими. В самадхи они сгорают. Рага и
двеша--составляющие этой самсары. Из них состоит ум. Ум--это некоторая сила, не
имеющая подлинной сущности, но некоторое время он кажется реально существующим
и вводит джив в заблуждение. Ум стоит выше праны и материи. Но различение
превосходит его. Различение способно контролировать ум. Благодаря исследованию
подлинной природы, или атма-вичары, можно контролировать ум. Если вы разрушите
рага-двешу с помощью медитации и самадхи, ум будет уничтожен. Вы должны
ежедневно практиковать концентрацию пусть всего пять или десять минут, тогда вы
сможете контролировать ум и войти в самадхи.
Существует несколько препятствий для медитации. Веданта указывает на лайю,
викшепу, кашьяйю и расасваду. Патанджали говорит: "Болезнь, тупость, сомнения,
беспечность, лень, мирские помыслы, иллюзия, бесцельность, нестабильность--вот
препятствия в йоге".
Печаль, меланхолия, дрожь в теле, учащенное дыхание способствуют созданию
препятствий. Вы должны устранить все эти препятствия. Если во время медитации
вас одолевает сон, встаньте, сполосните лицо холодной водой, выполните
несколько асан и пранаяму. Сонливость пройдет. Для тех, у кого достаточно
длинные волосы, есть другой старинный способ: ниткой зацепите пучок волос за
гвоздь, вбитый в стену,--если вы задремлете во время медитации, гвоздь одернет
вас. Вечером принимайте легкую пищу. Абхьяса и вайрагья являются лучшими
средствами преодоления всех препятствий. Вайрагья--это не бегство от мира.
Вайрагья--это ментальное состояние. Анализируйте свои мысли. Исследуйте свои
мотивы. Устраните объекты, наиболее полюбившиеся вашему уму, по крайней мере на
какое-то время. Когда влечение к ним уменьшится, тогда вы можете принять их уже
как повелитель. Не обманывайте людей, говоря что обладаете ментальной вайрагьей,
когда сами потворствуете чувственным удовольствиям и живете в роскоши. Сакхи,
Господь, пребывающий в вашем сердце, знает ваше ментальное состояние. Вы ничего
не добьетесь, пытаясь обмануть людей.
Методы концентрации
Сделайте что-нибудь практическое. Прямо сейчас помедитируйте несколько секунд
ОМ
(безмолвная медитация)
Вы медитировали всего лишь несколько секунд. Какое это было значительное и
возвышенное переживание! Таким же образом медитируйте, пробудившись утром и
наскоро умывшись. Не расходуйте все время брахмамухутры на умывание, чистку
зубов и ответы зову природы. Не медлите. Медитация более важна. Восхваляя гуру
и Бога, прочтите несколько стотр (гимнов). Совершите ментальное арати.
Исполните манаса пуджу, затем медитируйте. По воскресеньям делайте ануштану.
Уделите максимум времени джапе и медитации. Определите для себя: "Я буду читать
10.000 джапа". Вам необязательно предлагать Господу плоды и цветы. Шанти,
сантоша, различение, бесстрастие, решимость, мужество, любовь, праведность,
искренность, чистота--вот самые ароматные цветы, которые вы можете предложить
Господу. Он будет очень доволен вами, если вы предложите эти цветы. Это и есть
манаса пуджа. Предлагая манаса пуджу, вы добьетесь лучшей концентрации ума.
Ваше сердце очистится быстрее.
Веданта говорит, что есть три вида нечистоты ума--мала, викшепа и аварана.
Веданта предписывает бескорыстное служение для устранения мала, упасану для
устранения викшепы и нидидхьясану для устранения покрова невежества (аварана).
У хатха-йогов есть свои основные очистительные практики--шат крийи, а именно:
нети, дхаути, басти, наули, тратака и капалабхати. Тратака очень важна.
Смотрите на неподвижную точку на стене, на пламя свечи или на изображение
Господа. Вы можете совершать тратаку на Луну, а также на звезды. Во время
тратаки ум легко сосредотачивается. Сначала неотрывно смотрите на изображение
Господа в течение нескольких минут, читая джапу, затем закройте глаза и
попытайтесь визуализировать это изображение в своем сердце. Это наиболее
эффективный способ практики тратаки.
Ограничьте круг своих обязанностей в этом мире. Практикуйте яму-нияму насколько
это возможно, постепенно увеличивая интенсивность практики. Немного больше
любви, немного больше доброты, немного больше великодушия, немного больше
изучения писаний, немного больше джапы и медитации. Следуйте таким образом к
цели и достигнете предназначения не в отдаленном будущем, но здесь и сейчас.
Четыре письма от Господа Ямы
Остерегайтесь ловушек майи. Пробудитесь сейчас же. Господь Яма в своем
милосердии и сострадании посылает четыре письма. Вы знаете, что это за письма?
Первое письмо--это появление седых волос. Господь Яма предупреждает: "О,
человек, ты растранжирил свою жизнь. Старость настигает тебя. Твоя жизнь скоро
закончится. Сейчас же пробудись и обратись к садхане". Но человек игнорирует
это, идет к аптекарю и покупает пигмент, чтобы покрасить волосы в черный цвет.
Он продолжает жить по-прежнему. Он хочет показать свое превосходство над
|
|