|
Третья мандала
Бхакти-йога
Бхакти--это высшая преданность Господу. Бхакти--это интенсивное влечение к Богу,
который пребывает во всех существах и который является поддержкой и прибежищем
всех существ. Он Всемогущий, Всепроникающий, Вездесущий. Этому Господу вам
следует возносить молитвы и воспевать Его имена и славу. И тогда ум
преисполнится саттвы. Вы найдете прибежище в Господе и обрящете бессмертие,
высший покой и вечную благодать.
Существуют люди различного темперамента, и они поклоняются различным божествам.
В самой Бхаратаварше одни преданы Господу Раме--особенно много их в Айодхе. Во
Вриндаване, а также в других частях страны люди преданы Господу Кришне. Рама и
Кришна неотличны друг от друга. Они являются аватарами (воплощениями) Господа
Хари. В Бенгалии поклоняются Дурге, Кали и другим формам Дэви. Они почитают
Бога как Мать, как верховную энергию парашакти. Некоторые люди в Индии являются
вайшнавами. В Южной Индии одни поклоняются Картикейе, множество других--Господу
Шиве. Некоторые поклоняются также и Вишну. Шри видья упасана, или поклонение
Раджараджесвари, тоже преобладает в некоторых частях Индии. Мать
Раджараджесвари--это верховная сила Господа. Поклонение Раджараджесвари
приносит вам как бхукти (мирскую радость и благополучие), так и мукти
(освобождение). В Кашмире распространен кашмир-шиваизм, там поклоняются Господу
Шиве. Всё едино. Верховный Брахман принимает различные формы. Он безграничен.
Эта безграничная Сущность проявляется здесь в безграничном многообразии, и эта
безграничная природа Бога отражается здесь во всем--в бесконечном разнообразии
лиц, голосов, цветов, овощей, лекарств, врачей и искусств. Эту безграничную
Сущность вы должны осознать здесь и сейчас, только тогда вы достигнете
безграничной благодати. В Карнатаке (Мисур) распространен вира-шиваизм.
Лингаяты поклоняются Господу Шиве. Некоторые из них не признают Господа Вишну.
Некоторые вайшнавы не почитают Господа Шиву. Это ошибка, достойная сожаления.
Есть только один Господь--зовете ли вы Его Вишну или Шивой. Всё едино.
Брахма--это созидающий аспект Бога, Вишну--хранитель, а Господь
Шива--разрушитель. Шива не является жестоким Богом, просто когда тело
становится непригодным для дальнейшей эволюции души, Он дает вам другое тело;
Он преисполнен доброты и милосердия, Его можно легко умилостивить, повторяя Его
имя и предлагая немного воды Его "непокрытой голове". Шива-лингам показывает,
что Бог лишен формы. Он безграничный, вездесущий Шива. В Махарастре поклоняются
Господу Хануману благодаря влиянию Самартхи Рамдаса, а также Господу Даттатрейе,
аватару Тримурти. В Пенджабе поклоняются Гуру Нанакдеве--сат-нам-вах-гуру.
Концепция поклонения гуру возвышенна. С помощью всех этих форм поклонения вы
можете достичь высшего состояния мокши.
Четыре типа бхакт
Бхакты, или преданные Бога, бывают четырех типов--арта, джигьясу, артхартхи и
гьяни. Артха--это бедствующий преданный, который очень много страдает и который
ищет милости Бога, чтобы избавиться от боли и печали. Джигьясу--это искатель
знания, он сознает себя неразумным и ищет милости Бога, чтобы обрести мудрость.
Артхартхи--это искатель богатства, стремящийся стяжать земные блага, деньги,
владения и т.п., чтобы наслаждаться счастливой жизнью. Он пытается умилостивить
Бога с этой целью. Гьяни--это мудрец, удовлетворенный Высшим Я, не имеющий
желаний, свободный от желаний, осуществивший все желания, единственное желание
которого--Высшее Я и который видит свое Высшее Я как всеобъемлющего Бога.
Бедствующим является тот, кто страдает от хронической неизлечимой болезни, чья
жизнь находится под угрозой из-за землетрясения, извержения вулкана, молнии,
нападения бандита, врага, тигра и т.д. Драупади и Гаджендра--примеры артха
бхакт. Когда Духшасана вывел Драупади на суд Каурав и потащил ее сари, она
воззвала к Кришне, защищая свою честь. Ганджендра призывал Нараяну, когда на
него в воде напал крокодил.
Джигьясу--это исследователь. Он разочаровался в мире. В его жизни пустота. Он
всегда понимает, что чувственные удовольствия не являются высшей формой счастья
и что все же существует вечное блаженство, не смешанное с горем и болью,
которое нужно искать внутри. Уддхава был джигьясу. Он был разочарован миром и
искал мудрости у Шри Кришны.
Искатель богатств цепляется за деньги, жену, детей, положение, звания и почести.
Сугрива, Вибхишана и Дхрува были артхартхи бхакты. Сугрива хотел свергнуть
Бали и завладеть его царством. Вибхишана хотел покончить с Раваной и получить
Ланку. Дхрува хотел иметь царство, в котором он бы избавился от преследований
своей мачехи.
Гьяни--это человек знания, достигший самопросветления. Шука Махариши был гьяни
бхакта. Он был брахма-гьяни высшего порядка.
|
|