Druzya.org
Возьмемся за руки, Друзья...
 
 
Наши Друзья

Александр Градский
Мемориальный сайт Дольфи. 
				  Светлой памяти детей,
				  погибших  1 июня 2001 года, 
				  а также всем жертвам теракта возле 
				 Тель-Авивского Дельфинариума посвящается...

 
liveinternet.ru: показано количество просмотров и посетителей

Библиотека :: Йога :: Свами Шивананда Сарасвати :: Свами ШИВАНАНДА. КОНЦЕНТРАЦИЯ И МЕДИТАЦИЯ
<<-[Весь Текст]
Страница: из 106
 <<-
 
действия ведет к совершенству идеи или умения. Сходным образом, повторение 
концентрации на одной мысли ведет к совершенству отрешенности, 
сосредоточенности и медитации.
  В первое время очень трудно удерживать разум на одной мысли. Уменьшайте число 
мыслей, старайтесь ограничить их одной темой. Сосредоточившись, например, на 
розе, можно думать только о том, что с ней связано: о разных сортах роз, 
растущих в различных уголках мира, о том, что делают из роз, как их используют. 
Следите, чтобы не возникло состояние бесцельного блуждания мыслей. Думая о розе,
 не допускайте случайных мыслей. Постепенно вам удастся сосредоточить разум 
только на одной мысли. Воспитывать разум нужно каждый день. Для управления 
разумом требуется постоянная бдительность.
  Концентрация усиливается благодаря сокращению стремлений и желаний, 
соблюдению мауны (молчания) и полного уединения в течение одного- двух часов в 
день, занятиям пранаямой, молитвами, повышением продолжительности медитаций, 
вичарой (размышлением о Брахмане) и другими средствами.
   1 Хвалебный гимн; в бхакти-йоге: медитация.
  
  Оставайтесь бодрым и спокойным, только тогда возможна концентрация. Майтри 
(дружба) с равными, карунья (сочувствие) к несчастным, бедствующим, мудита 
(благодушие) по отношению к более развитым, добродетельным и упекша 
(безразличие) к грешным, дурным людям приводят к читта-прасаде 
(доброжелательности, безмятежности) и уничтожают гхрину (ненависть, ревность, 
неприязнь).
  Концентрация усиливается по мере уменьшения числа мыслей. Конечно, это очень 
трудно. Вначале это требует огромных усилий. Задача не из приятных, но позже 
ждет большая награда: уменьшение числа мыслей невероятно повышает силу разума и 
приносит внутренний покой. Вооружившись терпением и настойчивостью, 
бдительностью, пламенной решимостью и железной волей, вы научитесь подавлять 
мысли с той же легкостью, с какой выдавливаете сок из лимона или апельсина. 
После того как мысли «раздавлены», их легко вырвать с корнем. Простого 
подавления недостаточно, ведь мысли могут воаро-диться вновь. Их нужно вырвать 
с корнем, как расшатавшийся зуб.
  Способности к концентрации развиваются с помощью соблюдения мауны, пранаямы, 
самообуздания, энергичной садханы и воспитания умственной непривязанности.
  Очень трудно дается сосредоточение на сандхи (грани, точке слияния) между 
джагратом и свапной, бодрствованием и сном, а также повышение продолжительности 
этой сандхи. Вечером сядьте в тихой комнате и внимательно следите за своим умом.
 Вскоре вам удастся перейти в промежуточное состояние.
  Занимайтесь этим регулярно в течение трех месяцев, и обязательно добьетесь 
успеха.
  Сокращайте ненужные виды деятельности, это усилит концентрацию и обогатит 
внутреннюю жизнь.
  Если вам трудно сосредоточиваться в помещении, выходите на свежий воздух, 
устраивайтесь на открытом пространстве, террасе, у реки или в тихом уголке сада.
 Это способствует концентрации.
  Когда нажимаешь кнопку фонарика, свет вспыхивает мгновенно. Сходным образом, 
когда йог концентрируется и «нажимает кнопку» аджня-чакры, центра в межбровье, 
в нем немедленно вспыхивает Божественный Свет.
  
  4. Антармукха- и бахирмукха-вритти
  Антармукха-вритти
  Антармукха-вритти, обращение разума внутрь, достигается только после 
уничтожения всех внешне-направленных устремлений разума. Антармукха-вритти — 
это течение энергии разума внутрь, что вызвано возрастанием саттвы.
  Для этого нужно научить разум искусству наблюдения за собой, обращения на 
самого себя с помощью йогической крийи под названием пратьяхара (отвлечение). 
Тот, кто овладел этим искусством, обретает подлинное спокойствие. По-настоящему 
спокойным и счастливым может быть только такой человек. Его разум прекращает 
бесчинствовать, он просто не может вырваться вовне, так как удерживается в 
хридайя-гухе, пещере сердца. Разум нужно уморить голодом, лишив пищи с помощью 
вайрагьи и тьяги (отречения от желаний, вещей и эгоизма).
  Когда стремление разума обращаться вовне ограничено, когда он удерживается в 
области сердца и целиком сосредоточен на самом себе, возникает состояние 
антармукха-вритти. При таком внутреннем вритти садхака может проводить 
замечательную садхану. Достичь такого состояния ума помогают вайрагья и 
погружение в себя.
  
  Бахирмукха-вритти
  Бахирмукха-вритти — это склонность разума обращаться вовне под влиянием 
раджаса. Например, глаза и уши по привычке следуют за звуками. Вещи и желания 
тоже увлекают вовне. Человек раджасического типа, переполненный желаниями, 
может и не мечтать о внутренней духовной жизни с антармукха-вритти. Он 
совершенно не способен к погружению в себя.
  Когда зрение направлено вовне, разум погружается в торопливый поток внешних 
событий. Начинает проявляться обращенная наружу энергия разума.
  Когда прочно утверждаешься в мысли о том, что мир нереален, постепенно 
исчезают викшепа (рассеянность) и спхурана (трепетание) санкальп (желаний, 
воли). Постоянно повторяйте утверждение: «Только Брахман реален. Мир нереален. 
Джива и Брахман — одно». Это принесет разуму силу и покой.
  
 
<<-[Весь Текст]
Страница: из 106
 <<-