Druzya.org
Возьмемся за руки, Друзья...
 
 
Наши Друзья

Александр Градский
Мемориальный сайт Дольфи. 
				  Светлой памяти детей,
				  погибших  1 июня 2001 года, 
				  а также всем жертвам теракта возле 
				 Тель-Авивского Дельфинариума посвящается...

 
liveinternet.ru: показано количество просмотров и посетителей

Библиотека :: Йога :: Свами Шивананда Сарасвати :: Свами ШИВАНАНДА. КОНЦЕНТРАЦИЯ И МЕДИТАЦИЯ
<<-[Весь Текст]
Страница: из 106
 <<-
 
божества.
  Занятия концентрацией и пранаямой взаимосвязаны: занятия пранаямой ведут к 
концентрации, а следствием занятий концентрацией станет естественная пранаяма. 
Есть разные практики, они соответствуют различным складам человеческого 
характера. Одним легче начинать с пранаямы, а другим с концентрации.
  В состоянии глубокой концентрации ощущается огромная радость, духовное 
опьянение. Восприятие тела и окружающего мира исчезает. Вся прана восходит в 
голову.
  Пранаяма, управление дыханием, срывает покров раджаса и тамаса, который 
окутывает саттву1 Она очищает нервы (нади). Пранаяма делает разум твердым и 
устойчивым, то есть способным к концентрации. Пранаяма очищает разум от всего 
лишнего, как расплавление очищает золото от примесей.
  Читая книгу с глубоким интересом, мы не слышим, как нас окликают по имени, не 
замечаем того, кто стоит прямо перед нами, не чувствуем сладкого аромата 
стоящих на столе цветов. Это и есть концентрация, поглощенность разума чем-то 
одним. Разум прочно соединяется с одним-единственным объектом. Такой должна 
быть концентрация, когда думаешь о Боге, Атмане. Легко сосредоточивать разум на 
объектах внешнего мира, так как ум интересуется ими естественным образом, в 
силу привычки. В мозге уже прорезаны соответствующие бороздки. Разум нужно 
постепенно развивать ежедневными медитациями на Боге или внутреннем Я. После 
этого разум перестанет отвлекаться на внешние объекты, так как испытает 
невероятную радость концентрации.
   1 Тамас, раджас и саттва (инертность, подвижность и гармоничность) — три 
гуны, основные качества, которыми наделены все явления мироздания.
  
  Ювелир превращает золотую руду в чистое золото, обрабатывая ее кислотой и 
многократно расплавляя в тигле. Вам предстоит очистить свой подвластный 
чувствам разум с помощью концентрации, размышлений над словами духовного 
наставника и изречениями из упанишад, а также медитацией и джапой, то есть 
мысленным повторением имени Бога.
  Начинающие испытывают во время медитации судорожные подергивания в голове, 
ногах и туловище. Неуверенных в себе людей это очень тревожит, но нет причин 
беспокоиться. Медитация вызывает изменения в клетках мозга и нервной системы. 
Старые клетки заменяются новыми, более крепкими, наполненными саттвой. В мозге 
образуются новые «борозды», новые каналы для течения сатгвических мыслей, новые 
пути. Из-за этого мышцы испытывают определенное возбуждение. Будьте смелыми и 
отважными. Смелость — важная добродетель, необходимое качество ученика. 
Воспитывайте в себе эту положительную черту.
  Примите соответствующую позу. Закройте глаза. Вообразите, что повсюду есть 
только Бог, ничего другого.
  Нельзя понять алгебру, науку об абстрактных числах, не освоив прежде 
арифметику, науку о числах конкретных. Кавья, поэзию на санскрите, и сложнейшие 
труды по веданте невозможно понять без предварительного изучения 
лагху-сиддханта-каумуди, учебника языка, и тарка-санграха, пособия по логике. 
Сходным образом, медитация на ниргуна, ниракара (лишенном качеств и телесности, 
то есть абстрактном) Брахмане невозможна без предварительной концентрации на 
конкретных объектах. Путь к Незримому и Неизвестному приходится прокладывать 
через видимое и известное.
  Чем чаще разум сосредоточен на Боге, тем больше сил приобретает человек. Чем 
больше концентрация, тем больше энергии. Концентрация открывает внутренние 
тайники любви, царство вечности. Концентрация — единственный ключ, отпирающий 
чертоги знаний.
  Концентрируйтесь. Медитируйте. Развивайте силу глубокого, сосредоточенного 
мышления. Многие туманные вопросы станут ясными. Ответы и решения придут 
изнутри.
  Шука Дэва явился к радже Джанаке, чтобы подтвердить свои познания и 
просветленность. Джанака подверг его проверке. Чтобы отвлечь внимание Шука Дэвы,
 раджа устроил веселье и танцы по всему своему дворцу. Всюду разыгрывались 
спектакли, кипели развлечения. Шука Дэве предложили трижды обойти дворец, держа 
в руках чашу с молоком, и не расплескать ни капли. Шука Дэва успешно справился 
с задачей, так как полностью утвердился в своем Я. Ничто не могло отвлечь его 
разум.
  Занимаясь концентрацией, будьте настойчивы и неторопливы. Сосредоточение 
делает сверхчеловеком.
  Вначале вам придется упрашивать свой разум, как уговаривают ребенка. Разум 
действительно похож на невоспитанного ребенка. Скажите себе: «Разум, зачем ты 
стремишься к ложному, ненужному, преходящему? Они принесут неисчислимые 
страдания. Взгляни на Господа Кришну, Красоту среди красоты. Ты обретешь вечное 
счастье. Почему тебя тянет слушать мирские любовные песни? Вслушайся в 
бхад-жану1 Бога. Послушай будоражащую душу санкиртану (восхваление). Ты станешь 
возвышенным». Разум постепенно оставит свои прежние дурные привычки и 
сосредоточится на лотосоподобных стопах. Освободившись от раджаса и тамаса, он 
станет вашим наставником, гуру.
  Перед каждой медитацией три-шесть раз произнесите ОМ. Это отгонит все мирские 
мысли, избавит от викшепы, рассеянности ума. После этого повторяйте ОМ мысленно.

  Избегайте всех прочих чувственных впечатлений и мыслей. Устраните сложности, 
вызванные взаимосвязанной активностью в веществе разума. Ограничивайте разум 
одной-единственной мыслью, прекратите остальные процессы мышления. Весь разум 
должен быть занят только одной мыслью. Многократное повторение мысли или 
 
<<-[Весь Текст]
Страница: из 106
 <<-