Druzya.org
Возьмемся за руки, Друзья...
 
 
Наши Друзья

Александр Градский
Мемориальный сайт Дольфи. 
				  Светлой памяти детей,
				  погибших  1 июня 2001 года, 
				  а также всем жертвам теракта возле 
				 Тель-Авивского Дельфинариума посвящается...

 
liveinternet.ru: показано количество просмотров и посетителей

Библиотека :: Йога :: Свами Шивананда Сарасвати :: Свами ШИВАНАНДА. КОНЦЕНТРАЦИЯ И МЕДИТАЦИЯ
<<-[Весь Текст]
Страница: из 106
 <<-
 
  Аджня-чакра является обителью разума. При сосредоточении на трикути разумом 
легче управлять.
  Бхакта2 должен сосредоточиваться на сердце, а йог и ведантист — на 
аджня-чакре.
  Еще одним объектом для концентрации является макушка (сахасрара-чакра). На 
ней сосредоточиваются некоторые ведантисты. Многие йоги концентрируются на 
кончике носа (насикагра-дришти).
   1 Личное божество, которое индуист выбирает самостоятельно или с помощью 
учителя.
   2 Приверженец бхакти, беззаветного служения единственному богу.
  
  Выбрав центр сосредоточения (например, сердце), твердо придерживайтесь только 
его. Никогда не меняйте центр концентрации. Если учитесь у гуру, такой центр 
подберет для вас наставник; если вы занимаетесь самостоятельно, то можете сами 
его выбрать.
  Бхрумадхья-дришти означает сосредоточение взгляда на межбровье, области 
аджня-чакры. Сядьте в падмасану или сиддхасану. Без напряжения занимайтесь этой 
концентрацией, продолжительность которой составляет от полминуты до получаса. 
Это упражнение должно выполняться без малейшего утомления. Постепенно 
увеличивайте срок концентрации. Эта йогическая крийя устраняет викшепу, 
рассеянность разума, и развивает силу концентрации. Господь Кришна предписывает 
эту практику в пятой главе «Бхагавад-Гиты», шлока 27: «Спаршан критва 
бахир-бахьямш-чакшуш-чайвантаре бхрувох» («Внешние касания оттеснив вовне, 
направив взор в середину бровей...»1). Этот взгляд называют «лобным», потому 
что глаза направлены к лобной кости. Можно выполнять этот пристальный взгляд 
либо «носовой взгляд».
  «Носовой взгляд» носит название насикаградришти: взор, сосредоточенный на 
кончике носа. Его можно выполнять, даже когда идешь по улице. Господь Кришна 
предписывает его в шестой главе «Гиты», шлока 13: «...сампрекшья насикаграм...» 
(«...устремив свой взор на кончик носа, не глядя в стороны...»). Это упражнение 
успокаивает разум и развивает силу концентрации.
   1 Здесь и далее цитаты из «Бхагавад-Гиты» даются в переводе Б. Л. Смирнова.
  
  Раджа-йог сосредоточивается на трикути (аджня-чакра), участке между бровями, 
обители разума в состоянии бодрствования. Концентрация на этом участке 
облегчает контроль над разумом. Некоторые люди уже после однодневного 
сосредоточения на межбровье начинают видеть свет. Тот, кто хочет медитировать 
на вирате и оказать помощь всему миру, должен выбирать для концентрации именно 
этот участок. Бхакта должен сосредоточиваться на сердце, обители чувств. При 
концентрации на сердце приходит великая радость, ананда. Чтобы ощутить ананду, 
следует сосредоточиваться на области сердца.
  Хатха-йог удерживает разум на сушумна-нади, срединном канале позвоночника, а 
также на одном из энергетических центров (например, муладхаре, манипуре или 
аджне). Некоторые йоги не занимаются нижними чакрами и концентрируются только 
на аджня-чакре. По их теории, власть над аджня-чакрой одновременно означает 
контроль над всеми нижними чакрами. При сосредоточении на какой-либо чакре 
между этим центром духовной энергии и разумом возникает нитеподобная связь. 
Затем йог восходит вдоль сушумны, от чакры к чакре. Восхождение происходит 
постепенно и требует терпеливых усилий. Даже легкое сотрясение отверстия 
сушумны вызывает ананду, блаженство. Возникает чувство опьянения, окружающий 
мир полностью забывается. При самом слабом колебании отверстия сушумны в этот 
канал пытается проникнуть кула-кундалини-шакти, дремлющая в каждом человеке 
космическая энергия. Наступает великая отрешенность, вайрагья. Человек 
становится бесстрашным и созерцает великолепные антар-джьотис, внутренние 
видения. Это унманиавастха, состояние взволнованности. Благодаря работе с 
чакрами и власти над ними человек переживает разнообразные формы ананды, 
обретает различные сиддхи (чудесные способности) и обширные знания. Покорив 
муладхара-чакру, он получает власть над планом земного существования. 
Управление манипура-чакрой дает власть над огнем: пламя уже не причинит такому 
человеку никакого вреда. Панчадхарана (пять форм дхараны) поможет овладеть 
пятью стихиями. Осваивайте эти виды дхараны под руководством гуру, искусного 
знатока йоги.
  
  3. Средства, способствующие концентрации
  Дхарана, или концентрация, удерживает разум на единственной мысли. Во время 
сосредоточения разум становится спокойным, безмятежным и устойчивым. Все лучи 
ума собираются в один фокус, нацеливаются на объект медитации. Разум 
сосредоточивается на лакшье, его метания прекращаются. Ум занят только одной 
мыслью, на нее направлена вся его энергия. Органы чувств умолкают, прекращают 
действовать. При глубокой концентрации исчезает восприятие тела и окружающего 
мира. Тот, кто хорошо владеет концентрацией, способен в мгновение ока очень 
отчетливо мысленно представить себе образ Бога.
  Манораджья, бесплодная мечтательность, не имеет ничего общего с концентрацией.
 Она, скорее, похожа на дикие прыжки ума в высоту. Не путайте манораджью с 
концентрацией и медитацией. Избавьтесь от этой привычки разума с помощью 
наблюдений за собой и самоанализа.
  В «Карма-пуране» сказано: если разум сосредоточен на одной мысли в течение 12 
секунд, наступает дхарана, концентрация. Двенадцать таких дхаран составляют 
дхьяну, медитацию (12 х 12 = 144 секунды). Двенадцать дхьян означают самадхи 
(25 минут 28 секунд). Концентрация может быть направлена на мысленный образ 
 
<<-[Весь Текст]
Страница: из 106
 <<-