|
Кришна (Вишну) явил ему свой истинный лик.
Ты — Атман, о Прэм! Ты — не это бренное тело. Уничтожь моху, заблуждения о
грязном теле. Не произноси больше: «мое тело», говори: «это орудие».
Солнце садится... Оно втягивает свои лучи. Садитесь медитировать, еще раз
углубитесь в Сокровенное. Соберите все лучи разума и погрузитесь в глубочайшие
тайники сердца. Отбросьте страхи, заботы, тревоги и беспокойства. Покойтесь в
океане безмолвия. Наслаждайтесь вечным миром. Ваша прежняя джива безвозвратно
исчезла, все границы стерлись. Если подадут голос старые желания и стремления,
уничтожайте их палицей вивеки, различения, и мечом вайрагьи, отрешенности.
Не расставайтесь с этим оружием, пока не достигнете состояния брахма-cmxumu,
пребывания в Брахмане, полного утверждения в Атмане.
ОМ — это Cam-Чит-Ананда. ОМ — Бесконечность, Вечность. Напевайте ОМ. Ощущайте
ОМ. Повторяйте ОМ. Живите в ОМ. Медитируйте на ОМ. Кричите: «ОМ, ОМ, ОМ!»
Вслушивайтесь в ОМ. Созерцайте ОМ. Ешьте ОМ, пейте ОМ. ОМ — вот ваше имя! Пусть
ОМ станет вашим наставником!
ОМ! ОМ! ОМ! Шанти...
ГЛАВА 1. ТЕОРИЯ КОНЦЕНТРАЦИИ
1. Что такое концентрация?
«Деша-баyдхас-читтасья дхарана»: концентрация — это устойчивое сосредоточение
разума на внешнем или внутреннем объекте. Однажды к Кабиру1 пришел
ученый-санскритолог. Он спросил: «Кабир, чем ты сейчас занят?» Кабир ответил:
«О пандит2, я отвлекаю разум от внешних объектов и соединяю его с
лотосоподобными стопами Господа». Это концентрация. Путь к стремительным
успехам в концентрации прокладывается правильным поведением, правильной позой
тела, пранаямой и отрешенностью от ощущаемых объектов. Концентрация — это
шестая ступень лестницы йоги. Без объекта, на котором может сосредоточиться
разум, концентрация невозможна. Успех в концентрации приходит благодаря
твердости намерения, интересу и силе внимания.
Чувства отвлекают, нарушают покой разума. Когда разум беспокоен, невозможно
двигаться вперед. Когда лучи ума собираются в одно посредством практики, разум
становится сосредоточенным. Радость, ананда, приходит изнутри. Остудите кипящие
мысли, успокойте свои чувства.
1 Поэт, проповедник единобожия (XV в).
2 Ученый, образованный человек.
Нужно иметь терпение, несокрушимую волю и неистощимое упорство. Нужно
заниматься очень регулярно, иначе лень и враждебные силы отвлекут от объекта
концентрации, лакшьи. Хорошо подготовленный разум можно по желанию
сосредоточить на любом внешнем или внутреннем объекте, одновременно отключив
все прочие мысли.
В той или иной мере каждый обладает способностями к концентрации, но для
духовного развития концентрацию нужно довести до очень высокого уровня
совершенства. Человек, достигший успехов в концентрации, работает лучше и
выполняет большую часть дел намного быстрее. При концентрации мозг не должен
испытывать напряжения. Не нужно вступать в ожесточенную схватку с разумом.
Тот, чей разум полон страстей и всякого рода фантастических желаний, едва ли
сможет сосредоточиться на чем-нибудь хотя бы на секунду. Половое воздержание,
пранаяма, уменьшение желаний и ненужной деятельности, отрешенность от
чувственного восприятия, уединение, тишина, дисциплина чувств, уничтожение
похоти, жадности и злости, избегание дурного общества, отказ от бессмысленных
развлечений, например, кино, газет и книг, — все это усиливает концентрацию.
Концентрация — единственный способ избавиться от мирских горестей и невзгод.
Тот, кто занимается сосредоточением, обладает хорошим здоровьем и бодрым
взглядом на мир. Он переживает вспышки проницательности и озарения, намного
лучше справляется с любой работой. Концентрация очищает и успокаивает
вздымающиеся волны эмоций, укрепляет мышление и проясняет мысли. Очищайте разум
ямой и ниямой. Без внешней и внутренней чистоты концентрация бесполезна.
Пранаяма и джапа делают разум устойчивым, устраняют викшепу, рассеянность
разума, повышают силу концентрации. Сосредоточение возможно только в том случае,
когда человека ничто не отвлекает. В первое время следует подбирать в качестве
объекта концентрации нечто доброе или привлекательное для разума. Сначала разум
нужно приучать сосредоточиваться на грубых объектах. Позже можно переходить к
тонким объектам и абстрактным идеям. Особую важность имеет регулярность занятий.
Грубые объекты. Концентрируйтесь с открытыми глазами на черной точке на стене,
пламени свечи, яркой звезде, луне, изображениях ОМ, Шивы, Рамы, Кришны, Дэви
или иштадэваты1.
Тонкие объекты. Сядьте перед изображением своего иштадэваты и закройте глаза.
Перенесите мысленный образ иштадэваты в межбровье или область сердца.
Концентрируйтесь на муладхаре, анахате, ад-окне либо другой чакре.
Сосредоточивайтесь на абстрактных идеях — таких, например, Божественных
качествах, как любовь или милосердие.
2. На чем сосредоточиваться
Сосредоточивайтесь на лотосе сердца (анахата-чакре), межбровье (аджня-чакра,
трикути) или кончике носа. Глаза закройте.
|
|