|
творите ее в набхи (пупке). Этот вид джапы связан с дыханием.
Когда вы продвинетесь в практике, каждая пора кожи, каждый волос
тела будут сами по себе повторять мантру. Весь организм будет заряжен
ее мощными вибрациями. Вы будете всегда пребывать в преме
(божественной любви). Вас охватит дрожь, а глаза увлажнятся слезами
ананды (блаженства). Вы будете пребывать в возвышенном
божественном настроении. Вы обретете вдохновение, откровение,
экстаз, озарение, интуицию и парама-ананду. Вы будете сочинять
вдохновенные поэмы. Вы получите различные сиддхи, божественную
айшварью (великолепие), сокровища небес.
Повторяйте имя Господа постоянно. Это довольно легко приведет к
контролю над умом. Повторяйте с абсолютной шраддхой (верой).
Делайте это с антарика-премой (любовью из глубины сердца) и анурагой
(сильной привязанностью). Вы должны остро чувствовать горечь разлуки
с Господом. Слезы должны обильно течь из ваших глаз. Это - вирахагни
(огонь разлуки). При повторении Его имени помните, что Он обитает в
палатах вашего сердца, в анахата-чакре: с раковиной, диском, булавой
и лотосом в своих ладонях, посреди ярчайшего сияния, облаченный в
желтые шелковые одежды, со шриватсой (завитком волос на груди
Вишну) и камнем каустубха на груди.
12. Мулабандха и кумбхака в джапе
Когда вы садитесь в асану для джапы, надавите на половые органы
(йони) левой пяткой (если вы сидите в сиддхасане) и сократите мышцы
заднего прохода (гуды). В практике хатха-йоги это упражнение
называют мулабандхой. Оно способствует сосредоточению. Эта практика
предотвращает отток апана-вайю (нисходящего тока праны) вниз. Если
вы сидите в падма-сане, вы можете делать мулабандху без
надавливания на половые органы пяткой.
Задерживайте дыхание настолько, насколько можете без дискомфорта.
Это - кумбхака. Она значительно успокоит разум и увеличит силу
сосредоточения. Вы почувствуете сильное духовное наслаждение.
Повторяя мантру, помните о ее значении, ведь Рама, Шива, Кришна,
Нараяна - все они в конечном итоге являются Сат-чит-анандой,
чистотой, совершенством, светом, вечностью и бессмертием.
13. Джапа плюс карма-йога
Даже когда вы работаете руками, отдавайте работе одни лишь руки, а ум отдайте
Богу (повторяйте мантру в уме). Так машинистка или пианист
печатают или играют, разговаривая с вами; так женщина на прогулке
вяжет что-то, шутит и разговаривает с приятельницами.
Потренировавшись, вы сможете делать две вещи одновременно. Ручная
работа станет автоматической, механической, инстинктивной. На это
время у вас будет, так сказать, два ума. Даже во время работы часть ума
будет на службе Господу, в медитации.
Повторяйте имя Господа и на работе. Аштавадхани делают восемь дел
одновременно. Они играют в карты, перемешают фигуры в чатуранге
(шахматах), диктуют отрывки третьему человеку, осмысленно
разговаривают с четвертым человеком и т. д. Это вопрос тренировки
ума. Таким образом, вы можете так натренировать свой ум, что сможете
работать руками и в то же время помнить о Боге. Это - совмещенные
карма-йога и бхакти-йога. Господь Кришна говорит:
Тасмат сарвешу колешу маманусмара юдхья ча, маярпита-манобуддхир
мамевайшьясьясамшаям.
"Поэтому, Арджуна, сражаясь, все время думай обо Мне. Посвятив свой
ум и разум Мне, ты, без сомнения, придешь ко Мне" (Гита, 8.7). Хотя
корова пасется на поле, ее ум все время занят теленком. Так и вы во
время джапы должны сосредоточить ум на Боге, а руки отдать работе,
которая есть не что иное, как поклонение Господу.
14. Ликкита-джапа
По полчаса ежедневно пишите в тетради вашу Ишта-мантру или гуру-
мантру. Во время написания мантры соблюдайте мау-ну (молчание).
Пишите мантру четко. По праздникам и воскресным дням пишите ее по
часу. Собирайте своих друзей в общественном месте, и пусть они тоже
пишут мантры. Это - ликхита-джапа. Вы можете развить чудесную силу
сосредоточения.
Предпишите это всем членам вашей семьи. Неисчислимые духовные
блага происходят от ликхита-джапы (написания мантр).
Среди различных способов джапы, упомянутых в писаниях, а именно,
вайкхари, упамсу и манасики и т. д., своей эффективностью выделяется
ликхита-джапа. Она помогает садхаке в сосредоточении ума и
постепенно приводит к медитации.
В соответствии со своими привязанностями или наклонностями следует
выбрать мантру опекающего вас Божества. Следует практиковать
повторение с осмыслением и бхавой как устно, так и письменно одной и
той же мантры. Для устной джапы необходимо прибегнуть к помощи
малы (четок). Для ликхита-джапы следует пользоваться ручкой и
тетрадью. Нет предписаний пользоваться графическими символами
определенного алфавита. Ее можно писать на любом языке. В практике
написания мантр нужно соблюдать следующие правила:
Более сложная форма ликхита-джапы:
|
|