|
повторяйте в уме ма. Продолжайте эту практику даже во время ходьбы.
Иногда этот метод дается легко. Вы можете заниматься им во время
медитации в комнате. Это - повторение Рама-мантры по методу аджапа.
8. Потребность в мале (четках)
Четки (джапа-малу) всегда должны быть у вас в кармане или на шее, а
ночью, когда вы отходите ко сну, -под подушкой. Когда под
воздействием силы майи или авидьи (невежества) вы будете забывать о
Боге, они напомнят вам о Нем. Ночью, когда вы подниметесь в туалет,
мала напомнит вам о том, чтобы перебрать ее раз или дважды. Мала -
это, так сказать, сильное оружие для покорения ума. Это - крепкий кнут,
погоняющий ум к Богу, Брахману. Для джапы можно использовать
рудракша-малу или туласи-малу из 108 бусин.
Подобно тому, как при виде юриста у вас возникают мысли о судах,
делах, документах и клиентах; как мысли об амбулатории, пациентах,
лекарствах, препаратах, болезнях и больницах приходят, когда вы
видите врача или думаете о нем, так и мысли о святости, чистоте,
божественности, божественной славе, божественном великолепии,
божественной мудрости, божественной мощи, божественной любви,
всемогуществе и всех подобных божественных атрибутах соединяются с
вашим умом, когда вы видите малу или думаете о ней. Потому всегда
носите малу вокруг шеи и повторяйте на ней мантру. О образованные
люди, не стесняйтесь носить ее! Она всегда будет напоминать вам о Боге
и богоосознании. Она дороже золотого ожерелья, украшенного девятью
видами драгоценных камней, потому что она наполняет ваш ум
божественными мыслями и является средством, способным привести вас
к цели, освободить вас из сансары, колеса рождений и смертей. 9. Как
пользоваться джапа-малой
Обычно джаиа-мала (четки) состоит из 108 бусин. Одна из бусин будет
немного больше остальных. Ее называют "Меру". Это - указующая
бусина, обозначающая, что вы повторили определенную мантру 108 раз.
Заметьте, что повторяя мантру на четках, вы не должны переходить
через бусину "Меру". Дойдя до этой бусины, вам следует повернуть
четки в противоположном направлении и начать следующий "круг"
повторения с той бусины, которая была последней в предыдущем цикле.
Итак, дойдя до большой бусины, вы должны развернуть свои пальцы, а
не переходить через большую разделительную бусину.
При совершении джапы нельзя пользоваться указательным пальцем.
Четки следует перебирать большим и средним пальцами.
10. Как считать джапы
Если у вас нет малы, используйте для подсчета совершенных джап
пальцы правой руки. Большой палец левой руки может ловко
отсчитывать количество по трем линиям на каждом пальце. По
окончании одной малы джапы положите большой палец левой руки на
первую линию мизинца. Потом поднимите его на линию выше и так
далее. Когда вы пройдете все линии пяти пальцев, это будет 15 мал.
Затем можно начать сначала. Или же вы можете использовать камешки
для каждой малы или для каждых 15 мал.
Есть также еще один способ. Отметьте с помощью положенных перед
вами часов объем джапы, который вы в состоянии совершить в течение
двух часов. Если за два часа вы можете повторить Рама-мантру или Ом
12600 раз, повторяйте столько же и в последующие дни. Теперь у вас
всегда при себе готовый счетчик. Джапа звука Ом или имени Рамы в
течение двух часов означает повторение ее 12600 раз.
11. Три разновидности джапы
Повторяйте мантру то вслух, то шепотом, то в уме. Ум хочет
разнообразия. Ему надоедает любое монотонное занятие. Повторение в
уме обладает большой силой. Оно называется мана-сика-джапой.
Повторение вслух-это вайкхари-джапа. Повторение шепотом или
вполголоса носит название упамсу-джапа. Даже джапа без какой-либо
бхавы (механическое повторение) оказывает на сердце или разум
огромное очищающее воздействие. Ощущения придут позже, по мере
того как будет продвигаться процесс очищения ума.
Громкая джапа заглушает мирские звуки. В этом случае обрыва джапы
не происходит, и в этом одно из преимуществ громкой джапы. Манасика-
джапа трудно дается обычному человеку; через некоторое время она
может прерваться. Когда сон охватывает вас во время ночной джапы,
берите в руку малу и начинайте перебирать бусины. Это позволит
совладать со сном. В этом же и другое преимущество громкой джапы.
Произносите мантру вслух, громко. Отложите на это время манасика-
джа-пу. Мала напомнит вам о прерывании джапы. Когда приходит сон,
вставайте и повторяйте мантру стоя. В Шандилья-упанишаде Шандилья говорит:
"Вайкхари-джапа (громкое
произношение) приносит дар, описанный Ведами; упамсу-джапа
(шептание или бормотание, не слышное никому) дает награду в тысячу
раз большую, чем вайкхари; манасика-джапа (джапа в уме) дает награду
в десять миллионов раз большую, чем вайкхари-джапа".
В течение года осуществляйте джапу кантхой (горлом). Это-джапа вслух,
вайкхари-джапа в громком стиле. В течение двух лет творите джапу в
хридайе (сердце). Это - ментальная (манасика-джапа). В течение года
|
|