|
Сядьте на свое сиденье и от тридцати секунд до тридцати минут
фокусируйте взгляд на кончике носа. Делайте это осторожно. Не
напрягайте глаза. Увеличивайте продолжительность постепенно. Это -
носовой взгляд (насикагра-дришти). Вымо-жете выбрать себе либо
фронтальный, либо носовой взгляд. Даже идя по дороге, отрабатывайте
это упражнение. Вы добьетесь чудесного сосредоточения. Джапа может
великолепно продолжаться, даже когда вы идете.
Некоторым ученикам нравится сосредоточиваться с открытыми глазами,
другим - с закрытыми, третьим же-с полуоткрытыми глазами. Если вы
медитируете с закрытыми глазами, то пыль и чужеродные частицы не
попадут вам в глаза. Некоторые ученики, которых беспокоит свет и
резкие движения, предпочитают сосредоточение с закрытыми глазами.
Другие, медитируя с закрытыми глазами, уже через короткое время
становятся не в силах бороться со сном. Если начинающие приступят к
сосредоточению с открытыми глазами, их ум будет блуждать.
Полагайтесь на здравый смысл и выберите способ, который вам больше
подходит. Преодолевайте иные препятствия подходящими разумными
способами. Будьте терпеливы и настойчивы. Старайтесь изо всех сил и выигрывайте
духовное сражение. Станьте духовным героем и
увенчайтесь духовными лаврами.
7. Три времени для джапы
Сандхи (встречи дня с ночью на рассвете и закате) обладают особой
таинственной духовной силой, волшебной притягательностью. В это
время ум быстро входит в возвышенное состояние и наполняется
саттвой. Сосредоточение в это время придет само собой, без всяких
усилий. Джапой следует заниматься в сандхи. Разум в это время спокоен
и свеж. Настройтесь на волну медитации; медитация важнее всего
остального. После этого вы можете заняться асанами и пранаямой, а
потом-еще немного джапой и медитацией. Так как в начале практики
всегда имеет место небольшая сонливость, желательно в течение пяти
минут выполнять какие-то асаны и небольшую пранаяму - просто чтобы
разогнать эту сонливость и подготовить вас к джапе и медитации.
После пранаямы ум приобретает однонаправленность. Поэтому вы
должны заниматься джапой и медитацией после окончания пранаямы.
Хотя пранаяма связана с дыханием, она дает хорошую нагрузку
различным внутренним органам и всему телу. Это - лучший из когда-
либо известных видов физических нагрузок.
Если вы устаете от повторения мантры за один присест, сделайте три
захода или больше: скажем, утром от 4 до 7, днем от 4 до 5 и вечером от
6 до 8. Если вы замечаете, что разум сильно блуждает, в течение какого-
то времени повторяйте мантру очень-очень быстро. А "золотое правило"
джапы-повторять ее не слишком медленно и не слишком быстро.
Придерживайтесь золотой середины. Акшары (звуки) мантры следует
произносить правильно. Отметим также, что мантра должна быть
повторена акшара-лакша раз. Если в мантре 5 акшар (букв), она должна
быть повторена 5Q0000 раз (5 лакш). Это -повторение акшара-лакша.
Если вы сидите на берегу реки, озера или колодца, в храме, у подножия
или на вершине горы, в прекрасном саду или в уединенной комнате, ум
будет фокусироваться достаточно легко, без большого усилия. Если вы
повторяете мантру с переполненным желудком, то будете чувствовать
сонливость. Ешьте что-то легкое, саттвическое. Прочитайте любую
молитву и садитесь для джапы. Ваш ум будет в возвышенном состоянии.
Вам будет приятно слегка вращать бусины четок. Во всей своей
духовной практике руководствуйтесь здравым смыслом. Какое-то время
вы можете посещать святые места, такие, как Ришикеш, Хари-двар,
Варанаси и т. п., и там вы можете заниматься джапой на берегах таких
святых рек, как Ганг. Вы заметите, что качество повторения улучшится.
Так как ум во время пребывания в подобных святых местах свободен от
дел, забот и семейных неприятностей, вы можете хорошо
сосредоточиться на джапе.
Ведите дневник, куда записываете количество повторений мантры джап.
Перебирая четки, не пользуйтесь указательным пальцем. Перебирайте
большим и средним пальцами правой руки. Накройте ваши пальцы куском ткани,
полотенцем, или специально сшитым мешочком. Не нужно,
чтобы другие видели, как вы перебираете четки.
Глядите внутрь себя. Внимательно наблюдайте за умом и его вритти
(волнами мыслей). Посидите какое-то время в уединенной комнате. Как
ум хочет разнообразия в еде, так он хочет и разнообразия в джапе.
Когда он устает от манасика (ментальной) джапы, когда вы замечаете,
что он начал блуждать, начните повторять громко. Уши тоже будут
слышать мантру. Теперь в течение какого-то времени сосредоточенность
усилится. Недостатком громкого повторения является то, что примерно
через час вы устаете. Для наилучших результатов вам нужно совмещать
три метода: манасика-джапу, упамса-джапу (шептание) и вайкхари-
джапу (громкоеповторение). Руководствуйтесь здравым смыслом. У
новичка с грубым, неутонченным умом (стху-ла-буддхи) поначалу будут
трудности с манасика-джапой.
Манасика-джапа Рама-мантры может быть связана с дыханием, как в
со'хам-джапе или аджапа-джапе. Джапу, творимую с неподвижными
губами, называют аджапой. На вдохе повторяйте в умера; на выдохе
|
|