|
Пока вы лежите в шавасане с полностью успокоенным телом, наблюдайте за своим
естественным дыханием. Ни в коем случае не вмешивайтесь в дыхание, просто
переведите свое внимание с тела на дыхание.
Чувствуйте каждое дыхание с полным и всеобщим вниманием – расширение и
опадание легких, поднимание и опускание живота. Не пропускайте ни одного
дыхания и скоро вы найдете, что все ваше сознание стало расслабленным и
поглощенным процессом дыхания.
Теперь вы готовы начать наблюдение за психическим дыханием. Перенесите ваше
сознание на пупок и, когда вы вдыхаете, представьте себе, что прана движется
вверх через специальный проход к гортани. На выдохе прана возвращается назад по
проходу к пупку. Вы должны вообразить маленький проход между пупком и гортанью,
через который воздух движется.
Теперь начинаем счет дыханий от пупка к гортани и обратно. Начинаем с 50 и
считаем назад до 0. Каждый завершенный вдох и выдох считается одним раундом.
Если вы ошиблись, возвратитесь назад и начните снова.
ПЕРЕМЕННОЕ ДЫХАНИЕ ЧЕРЕЗ ОДНУ НОЗДРЮ
Теперь оставляем наше наблюдение за психическим проходом между пупком и
гортанью и начинаем наблюдать за дыханием в носу, исключая все иное. Когда вы
вдыхаете, концентрируйтесь на левой ноздре и чувствуйте воздух проходящим
только по левой стороне. Когда вы выдыхаете, концентрируйтесь на правой ноздре
и чувствуйте воздух выходящим только через правую сторону. На следующем вдохе
поддерживайте внимание на правой ноздре, затем с выдохом на левой. Затем снова
левая – вдох, правая – выдох и т.д. Начинаем считать: левая вдох, правая выдох
– 50, правая вдох, левая выдох – 49 и так до 0. Когда вы закончите этот счет,
переведите ваше внимание снова на тело. Затем мысленно пропойте 3 раза: "Ом".
Сядьте и откройте глаза.
ПСИХИЧЕСКИЕ ЦЕНТРЫ
В тонком теле человека находится 7 наиболее важных психических центров,
называемых чакрами. На физическом уровне они представляют различные сплетения
нервов и эндокринные железы. В процессе Сурья намаскар эти точки используются
для фокусирования на них ума и развития концентрации внимания. Концентрация на
этих областях позволяет нам активизировать чакры и собирать в них психическую и
духовную энергию, которая ассоциируется с усилением их деятельности.
Родственные физические структуры тоже извлекают большую пользу через это
усиленное осознавание.
Своевременное давление физического коррелята каждого психического центра с
помощью какой-либо асаны имеет стимулирующий эффект на вовлеченную чакру. Она
является промежуточным звеном между давлением и стимуляцией нервов и
ребалансировкой эндокринных компонентов. Однако активизация психического центра
через Сурья намаскар происходит в большей степени благодаря развитию
внутреннего осознавания, концентрации и визуализации. Своевременная физическая
стимуляция с помощью каждой асаны увеличивает энергию праны, позволяющую нам
лучше фокусировать и концентрировать нашу ментальную и физическую энергию на
область чакры. Здесь двойной аспект нашего ментального осознавания – повысить
нагрузку физических структур, которая ведет к соединению ума и тела, иды и
пингалы и которая воспламеняет чакру. Эта инициация кульминирует в духовной
практике.
Осознание чакр
Когда мы усвоили начальную стадию практики, называемую асаны и пранаяма, мы
переходим к осознаванию каждой чакры в продолжение асаны. Чтобы это делать, нам
нужно ясно представлять, где чакры находятся.
Муладхара– у мужчин на полпути между анусом и гениталиями, в промежности, у
женщин – в точности за шейкой матки.
Свадхистана– в крестцовой области позвоночника, на копчике. Точка наблюдения
– в точности поверх лобковой кости впереди тела.
Манипура– на позвоночнике, на уровне пупка. Точка наблюдения - сам пупок.
Анахата– на позвоночнике позади грудной кости. Точка наблюдения – грудная
кость.
Вишудха– на позвоночнике за гортанью. Точка наблюдения – гортанная ямка.
Аджна– на полпути между межбровным центром (бхрумадхья) и затылком, т.е. в
центре головы. Точка наблюдения – межбровный центр. (Во всех случаях
словосочетаниеtrigger pointпереведено как точка наблюдения,triggerспусковой
крючок.) Т.к. другие чакры или психические центры не вовлечены в практику Сурья
намаскар, дальнейшую детализацию их можно найти в других текстах.
|
|