|
Практикуйте свою дхарму в полную меру своих способностей. Старайтесь не
выполнять дхарму другого человека, даже если вы могли бы делать ее лучше или
легче. Вы можете думать, что помогаете кому-то, выполняя его работу, но это
может привести к менее очевидным вредным последствиям – скажем, человек может
облениться или утратить самоуважение. Поэтому следует придерживаться своей
собственной дхармы (свадхармы). В то же самое время старайтесь практиковать
карма-йогу. Таким образом можно уменьшить «греховные» действия и тем самым
перейти в область более высокого опыта и знания. Кстати, чрезвычайно важно не
увязнуть в интеллектуальных определениях греха, которые на протяжении всей
истории поражали людей самыми невероятными фобиями и неврозами. Грех – это
просто то, что уводит человека с пути, ведущего к просветлению, и ничего больше.
Важно принимать собственные ограничения и совершать действия, которые кажутся
наиболее гармоничными, даже если они идут вразрез с ожиданиями других людей.
Слишком часто наши поступки определяются другими людьми. Мы видим, как другие
совершают определенные действия, и считаем, что мы должны поступать так же,
даже если это может противоречить нашим индивидуальным склонностям. Мы
чувствуем себя обязанными оправдывать ожидания других людей и пытаться
становиться чем-то, чем мы не способны быть. В результате мы становимся
несчастными. Выбирайте, что хотите, и делайте это, но это должно быть
положительным, гармоничным и вызывать у вас ощущение вашей собственной дхармы.
Чем больше вы способны полностью отдаваться своему образу деятельности, тем
лучше. Работа действует как проводник. Она ведет к однонаправленности ума. В
результате проблемы начинают исчезать сами собой. Если вы действуете без
энтузиазма, то ум теряет свою силу – он не сосредоточивается и, как правило,
блуждает. Поэтому выполняйте свою работу, свою дхарму, с усердием и осознанием.
Выбирайте то, что вам кажется правильным, что вас интересует. Это может быть
даже хобби – почему нет? Не беспокойтесь о том, что подумают другие люди.
Лучше делать положительную работу, чем работу с отрицательными последствиями.
Положительная работа не только приносит благо другим людям, но и будет
способствовать большей уравновешенности вашего ума и характера. Положительные
или добрые деяния помогают продвижению в йоге. В некотором смысле, так
называемые дурные (то есть, эгоистические и не согласующиеся с дхармой) мысли и
поступки определенным образом формируют ваш характер. Это приводит к судьбе,
которая далека от пути к высшему осознанию. С другой стороны, хорошие (то есть,
бескорыстные и дхармические) мысли и поступки ведут к судьбе, которая создает
возможность для притока высшего осознания.
Конечно, цель состоит в том, чтобы в конечном итоге вырваться из оков хорошего
и дурного, ибо на самом деле это относительные понятия. Но эта трансценденция
происходит только в состояниях более высокого осознания, и ее смысл лежит за
пределами рационального обсуждения. Однако до достижения этих этапов озарения
следует стараться заменять так называемые отрицательные действия, не
согласующиеся с дхармой, положительными, дхармическими действиями.
Дисгармоничные мысли и поступки следует заменять гармоничными мыслями и
поступками. В некотором смысле, одни оковы (хорошие поступки) используются для
избавления от других оков (дурных поступков). Впоследствии можно сбросить и те,
и другие оковы. Часто говорят, что долг человека – помогать другим. Это очень
благородная позиция, но на деле у большинства людей она имеет сильный оттенок
лицемерия. Большинство людей помогают другим просто для того, чтобы помочь себе
добиться похвалы, общественного положения и множества других вознаграждений.
Однако эта ситуация улучшается по мере роста осознания. Чем более осознающим
становится человек, тем менее он эгоистичен. Он действительно начинает помогать
другим ради них самих и в меньшей степени ради собственной выгоды. Однако на
начальных этапах карма-йоги важно отдавать себе отчет в том, что любая
деятельность, даже предпринимаемая под видом филантропии, скорее всего,
мотивируется эгоистическими соображениями. Принимайте это и не пытайтесь
проецировать альтруистический образ. Исполняя свою дхарму, вы будете помогать
себе, постепенно очищая ум, усиливая сосредоточение и достигая большей
удовлетворенности. Побочным результатом будет также помощь другим людям, прямая
или косвенная. Не ожидайте похвалы за свою работу; вы ее не заслуживаете,
поскольку вы делаете работу для того, чтобы помогать себе; ваши старания делать
карма-йогу приведут к более высоким уровням осознания вас, а не ваших
собратьев-людей, во всяком случае, не непосредственно. Так зачем ждать похвалы?
Работать – это ваша привилегия. Ваше личное право – делать карма-йогу для
собственного счастья и духовного развития. Не ждите ничего взамен.
Старайтесь не воспринимать себя или свою работу слишком серьезно. Мир будет
продолжаться и без вас. Не становитесь фанатиком, но работайте так хорошо, как
вы можете при данных обстоятельствах, с как можно большим осознанием и
непривязанностью. Существует закон кармы. В древних индийских текстах по
индуизму, буддизму, тантре, йоге и другим традициям содержится огромное
количество информации по этому вопросу. В христианской Библии он прекрасно
резюмирован следующим
образом:
«...что человек посеет, то он и пожнет».
|
|