|
наоборот:
«Я вижу, слышу, осязаю, обоняю, иду, сплю, дышу – я вообще ничего не делаю; так
должен думать гармоничный человек, познавший истину».
(V:8)
Еще две главы Бхагавад Гиты посвящены исключительно этим двум с виду
противоположным идеям. Глава 3 именуется «Йога действия», а глава 5 – «Йога
отказа от действия». В действительности, понимание этой кажущейся загадки
достигается посредством опыта, а не логического рассуждения. Бхагавад Гита
связывает воедино деятельность и бездействие следующим
образом:
«Мудрый человек тот, кто видит недеяние в действии и действие в недеянии; он –
йог, совершающий все деяния».
Мы все должны действовать или выполнять ту или иную работу. У нас нет иного
выбора. Мы не можем оставаться полностью бездействующими. Это кратко
объясняется в Бхагавад
Гите:
«Никто не может даже на мгновенье оставаться бездействующим; ибо каждого
волей-неволей вынуждают действовать сами качества природы».
(111:5)
Даже если вы не выполняете физической работы, ваш ум будет продолжать работать.
Даже отказ от работы является действием, но здесь действие осуществляется
посредством сдерживания физической активности, а ум все равно работает. Лежа на
постели, например, во время болезни, вы все равно деятельны, ибо ваш ум
по-прежнему думает. В нормальных состояниях осознания не существует полного
бездействия. Даже во сне человек действует – посредством сновидения. Каждый
человек должен всегда что-то делать, либо физически, либо умственно, либо и так,
и так. Даже хотя вам кажется, что вы могли бы ничего не делать, скажем, в
состоянии оцепенения, более глубокие области ума будут продолжать действовать.
Вы должны принять эту деятельность как часть материальной жизни, и приняв это,
вы должны выполнять свои обязанности в полную меру своих способностей. А еще
лучше, вам следует попробовать практиковать карма-йогу. Таким образом, вы, по
крайней мере, будете использовать побуждение к действию как средство достижения
более высокого осознания и знания.
Не отказывайтесь от работы или от повседневной жизни. В этом нет необходимости.
Попробуйте практиковать бескорыстную работу. Это не обязательно означает
благотворительную или общественную деятельность. Это означает делать свою
работу – будь то рытье придорожной канавы или управление дорогостоящим
строительным проектом – с полной отдачей, непривязанностью и осознанием.
Поначалу это нелегко, но постепенно станет легче. Вам нужно только стараться.
Но это вполне стоит попробовать применить на практике, ибо это принесет вам
много неожиданных благ.
Если вы собираетесь отрешиться, то этим отрешением должен быть отказ от
привязанности к плодам вашей деятельности. Попытайтесь не думать постоянно о
том, какое вознаграждение вы получите по окончании работы – об оплате, славе,
уважении и т.д. Это навязчивое сосредоточение на результатах действий усиливает
отождествление с индивидуальным эго. Не отказывайтесь от работы, но выполняйте
ее сознательно и как можно меньше думая о своем «я». Не беспокойтесь, если вы
не добиваетесь успеха, поскольку это лишь приведет к дополнительному
умственному напряжению.
Дхарма
Слово дхарма имеет много значений. В этой главе дхарма означает те действия,
которые согласуются с умственной и физической конституцией человека. Это
подразумевает такие действия, которые даются человеку естественным образом и
ведут к гармонии во всей структуре мира. Слово «дхарма» можно приблизительно,
хотя и очень неадекватно перевести как «долг». Дхарма – не тот предмет, который
можно подробно обсуждать в общем смысле, ибо у каждого человека разная дхарма.
Здесь мы можем лишь дать самые основные ориентиры, которые помогут вам
распознать свою дхарму и настроиться с ней в лад.
Найдите и примите свою дхарму, а затем выполняйте ее. Когда вы работаете, не
думайте ни о чем, кроме работы, и, если возможно, не думайте о ее плодах.
Просто как можно лучше выполняйте свою текущую работу. Если вы религиозны,
выполняйте ее как молитву. Именно выполняя свою дхарму, человек начинает
|
|