|
ходит, делает работу и возвращается обратно. Потому, о царь, даже когда человек
не может различить собственной руки, услышав звук речи, он может пойти на звук.
Воистину так, о Яджнавалкья.
О Яджнавалкья, каков свет этого человека, когда солнце и луна зашли, огонь
погас, а речь смолкла? Конечно, Я служит ему светом. Воистину, светом Я человек
сидит, ходит, делает работу и возвращается обратно.
Брихадараньяка
Упанишада
Тема
1
Карма-йога (Часть
2)
Карма-йога означает медитативный динамизм – это простое определение, однако оно
имеет глубокое значение. Необходимо быть бодрствующим, но в то же время не
сознавать свое маленькое «я». Человек должен забывать о себе и в то же время
заниматься интенсивной деятельностью. Тело и ум совершают многообразные
действия, однако вы остаетесь неподвижны в состоянии созерцания, состоянии
медитации, осознания. Таков идеал, но его нельзя достичь, думая о нем, –
необходимы усилия и практика.
Однако очень легко обманываться, думая, что вы практикуете карма-йогу, тогда
как в действительности это ложная карма-йога. Это ведет к заблуждению, и в
вашем существе не происходит абсолютно никаких изменений. Многие люди
занимаются различного рода филантропической деятельностью: они жертвуют
огромные суммы денег различным фондам и благотворительным обществам, организуют
приюты, системы социального обслуживания и т.д. Конечно, эти поступки приносят
многие материальные блага другим людям; в этом смысле они представляют собой
положительные и полезные деяния. Но в то же время эти благотворители не
обязательно достигают медитативных переживаний. Почему? Причина проста: они
зачастую делают «бескорыстную работу» из эгоистических побуждений, преследуя
скрытые цели – быть может, добиваясь уважения или положения в обществе. Это
безусловно не карма-йога, не важно, сколь хороши социальные последствия. Чтобы
практиковать карма-йогу, не обязательно работать в системе пенсионного
обеспечения или социального страхования. Нужно просто выполнять любую работу с
как можно меньшим ощущением эго – при этом можно быть фермером, медсестрой,
инженером, конторским служащим или кем угодно еще. Важна не сама деятельность,
а отношение к ней и чувства, которые вы при этом испытываете. Когда работа
делается для высшей или духовной цели, она становится карма-йогой, если нет –
тогда это просто работа. Человек из примитивного племени убивает животное ради
пищи, тогда как охотник нередко убивает животное ради спорта. Действие одно и
то же, но его мотивы различны. Так же и с карма-йогой – должно измениться
отношение, но не обязательно действие. Изменение действий и работы без
изменения отношения никогда не приведет к какому-либо значимому опыту.
Действие и
недеяние
Этот предмет, как правило, понимают неверно, что приводит к значительной
путанице. Некоторые люди решительно утверждают, что карма (работа) служит
причиной рабства; что именно действие препятствует духовному просветлению. С
другой стороны, говорят также, что карма, или работа, абсолютно необходима для
духовного роста. Одни советуют человеку перестать работать и не делать ничего,
тогда как другие говорят, что он должен постоянно работать. Обычно эта путаница
возникает из-за ограниченного, буквального и чрезмерно интеллектуального
понимания идеи и следствий кармы и карма-йоги. И конечно, без глубокого
переживания такая путаница неизбежна; понимание может прийти только на основе
личного опыта.
Это специфическое противоречие – работать или не работать – возникло только в
результате неправильного истолкования учений мудрецов. Они говорили, что работа
– это причина рабства, но они также почти сразу же говорили, что работа может
быть и средством освобождения. В Бхагавад Гите – классическом тексте карма-йоги
– содержатся оба
утверждения:
«...не будь привязан к бездействию».
«Действуй, о Арджуна...
»
(11:47,
48)
И
|
|