|
Функции дош
Воздействие дош на тело и ум в Аштанга Хридайе (XI, 1 — 3) описывается так:
«Корнем дош, тканей и отходов жизнедеятельности является Вата (воздух). В своем
естественном состоянии она поддерживает усилие, выдох, вдох, движение и
осуществление импульсов, равновесие тканей и координацию чувств». Вата —
первичная и самая важная среди трех дош. Она управляет двумя другими и в целом
отвечает за все процессы в организме. Поэтому нарушения Ваты обычно имеют более
тяжелые последствия, чем нарушения других дош, и нередко сказываются на психике
и на всем организме. Можно сказать, что основным фактором как здоровья, так и
болезни является качество нашей жизни, которое определяется нашей заботой о
собственной жизненной силе.
«Питта (огонь) управляет пищеварением, теплом тела, зрительным восприятием,
голодом, жаждой, лучистостью кожи, цветом лица, пониманием, разумом, храбростью
и мягкостью тела». Питта отвечает за все аспекты света и тепла в теле и уме.
«Капха (вода) обеспечивает стабильность, смазывание и крепость суставов и
такие качества, как терпение». Капха представляет собой материальный субстрат,
поддерживающий две другие доши. Она придает устойчивость эмоциональной сфере.
СОСТОЯНИЯ ВОЗБУЖДЕНИЯ ДОШ
В возбужденном состоянии доши вызывают симптомы различных заболеваний.
«Избыток Ваты вызывает истощение, упадок сил, желание тепла, дрожь, вздутие
живота и запоры, а также бессонницу, нарушение ориентации чувств, бессвязность
речи, головокружение, смятение и депрессию» (Аштанга Хридайя XI, 6-8). Высокий
уровень Ваты приводит к тому, что жизненная сила и ум теряют свою связь с телом,
вызывая потерю координации и разрушение тела. Гиперактивность приводит к трате
жизненных жидкостей организма и истощению.
«Избыток Питты придает желтый оттенок калу, моче, глазам и коже, а также
вызывает голод, жажду, ощущение жжения и трудности со сном». Высокая Питта
приводит к накоплению внутреннего жара, к лихорадочным состояниям, воспалениям
и инфекциям. Мы буквально начинаем сжигать себя.
«Избыток Капхи вызывает подавление пищеварительного огня, тошноту, вялость,
ощущение тяжести, бледность, озноб, слабость конечностей, кашель, тяжелое
дыхание и сонливость». Высокая Капха приводит к увеличению веса и накоплению
тяжести в теле, что подавляет нормальное функционирование организма.
Места расположения дош
Каждой доше соответствует определенное место в организме. «Вата располагается
в толстой кишке, бедрах, ушах, костях и органах осязания. Основное ее место —
толстая кишка. Питта располагается в тонком кишечнике, желудке, потовых и
сальных железах, в крови, лимфе и органе зрения. Основное ее место — тонкий
кишечник. Капха располагается в груди, горле, голове, поджелудочной железе,
боках, желудке, лимфе, жире, в носу и языке. Основное ее место — желудок».
(Аштанга Хридайя XII, 1-3).
В этих основных местах своей локализации доши накапливаются, вызывая болезни.
Если воздействовать на них здесь соответствующими методами, можно пресечь
болезнь на корню.
Орган, в котором располагается доша, имеет склонность к тому расстройству,
которое характерно для этой доши. Нарушения Ваты проявляются в виде газов в
толстой кишке. Нарушения Питты проявляются в виде желчи и кислоты в печени и
тонком кишечнике. Нарушения Капхи проявляются в виде мокроты в легких и слизи в
желудке.
Пять видов Ваты
Пять видов Ваты на санскрите называются «прана», «удана», «самана», «вьяна» и
«апана». Эти слова образованы путем добавления различных приставок к корню «ан»,
означающему «дышать» или «снабжать энергией».
Прана (пра-ана) — это первичный воздух (нервная сила), движущийся вперед.
Заполняя голову и концентрируясь в мозге, прана движется вниз, в горло и грудь,
управляя вдохом и глотанием, а также чиханием, сплевыванием и отрыгиванием. Она
регулирует чувства, ум, сердце и сознание. Это наша доля космической жизненной
энергии, которая управляет всеми остальными видами Ваты в организме. Прана
предопределяет наше воодушевление и позитивный настрой в жизни, соединяет нас с
нашим внутренним «Я». Слово «прана» используется и в более широком смысле,
обозначая Вату в целом, поскольку все остальные виды Ваты происходят от нее.
Удана (уд-ана) — это воздух (нервная сила), движущийся вверх. Располагаясь в
груди и концентрируясь в горле, она управляет выдохом и речью, а также отвечает
за память, силу, волю и усилие. Удана определяет наши жизненные стремления. В
момент смерти она отделяется от тела и направляет нас в тонкие миры в
зависимости от нашей воли и кармы, которые действуют через удану. Когда она
развивается в совершенстве, человек овладевает различными психическими
способностями и может выходить с ее помощью за границы обычного мира. С
развитием уданы связана практика йоги.
Самана (сама-ана) означает уравновешивающий воздух. Она концентрируется в
тонком кишечнике и представляет собой нервную силу, управляющую пищеварительной
системой.
Вьяна (ви-ана) означает рассеянный, или проникающий, воздух. Она
концентрируется в сердце и оттуда распространяется по всему организму. Вьяна
управляет системой кровообращения и через нее — движением мышц и суставов,
нервными импульсами и внутренней секрецией.
|
|