|
таится свет высшего осознавания.
Третья сила — это принцип связи. Все проявленное составляет неразрывное
единство. Между всеми силами существует взаимопроникновение и сродство, так что
в действительности они образуют одно целое, связанное единым ритмом. Эта связь
воспринималась провидцами не только как некое химическое качество: она также
обнаруживала сознательную цель и переживалась ими как любовь. Любовь — это та
реальная сила, которая удерживает все вещи вместе.
Эти три силы по сути являются одним целым: жизнь это свет, свет это любовь,
потому что жизнь излучает свет, а свет порождает любовь. Мы всегда должны
стремиться к высшей жизни, к свету и любви, ибо это природа самой Вселенной.
В Ведах олицетворением жизни был великий бог Индра, драконоубийца и
громовержец (на санскрите — «ваджра»). Свет олицетворялся Агни — богом огня,
жертвенности и ясновидения. Любви поклонялись в образе Сомы — нектара
бессмертия. В сокровенных мантрах Вед заключен изначальный код всего
космического закона, ключ ко всем уровням действия вселенской силы. При помощи
мантр можно приводить в равновесие и контролировать те элементы, которыми они
управляют. Это не только дает здоровье, но и создает основу для омоложения ума
и трансформации сознания. Аюрведа и другие отрасли ведического знания, в
частности йога, появились в результате развития в конкретных направлениях
изначальных прозрений Вед.
Божества, олицетворяющие жизнь, свет и любовь, присутствуют и в европейской
мифологии. Например, греки поклонялись Зевсу, Аполлону и Дионису, хотя это
носило скорее поэтический, нежели мистический характер.
Символами этих трех сил — жизни, света и любви — являются три элемента:
воздух, огонь и вода. Согласно древней мифологии, вначале земля и небо
составляли одно целое. Между ними не было пространства, в котором могла бы
зародиться жизнь. Затем, по воле Создателя, появились боги и отделили небо и
землю друг от друга, а в образовавшемся пространстве привели в движение
жизненную силу.
Эта жизненная сила стала той средой, в которой элементы воздуха, огня и воды
(в виде ветра, солнца и дождя) обеспечили развитие жизни.
1 Ригведа — древнейшая из священных книг Индии.
Три биологических элемента (доши)
Согласно Аюрведе, три первичные жизненные силы присутствуют в человеческом
теле в виде трех биологических элементов. Они называются на санскрите «Вата»,
«Питта» и «Капха» и соотносятся с воздухом, огнем и водой. Их активность и
подвижность предопределяет процессы роста и распада.
В Аюрведе эти биологические элементы называются дошами. Слово «доша» означает
нечто затемняющее, портящее или приводящее к распаду. Когда равновесие дош
нарушается, они становятся теми силами, которые вызывают болезненные процессы.
Доша воздуха называется Вата. Иногда слово «Вата» переводится также как
«ветер» или «то, что движет вещи». Это побуждающая сила, движущая две другие
доши, которые неспособны к движению в ее отсутствие. Она также управляет
движениями чувств и ума, обеспечивает психическую адаптацию и способность к
пониманию.
Доша огня называется Питта; это слово иногда переводится как «желчь» или «то,
что переваривает вещи». Питта отвечает за все химические и метаболические
процессы в организме. Она управляет также нашим умственным «перевариванием» —
нашей способностью воспринимать реальность и постигать суть вещей.
Доша воды называется Капха. Иногда это слово переводится как «слизь» или «то,
что удерживает вещи вместе». Капха создает и поддерживает субстанции организма,
образуя основную массу тканей. Она также обеспечивает нас эмоциональной
поддержкой в жизни и управляет такими положительными эмоциями, как любовь,
сострадание, скромность, терпение и прощение.
Каждая из трех дош пребывает в определенном элементе: он является ее
вместилищем и той средой, в которой она проявляется.
Вата (воздух) содержится в эфире, поэтому говорят, что эфир является ее
составляющей. Она заполняет собою полости тела и тонкие каналы.
Питта (огонь) присутствует в организме в воде или в масле, поэтому говорят,
что она содержит воду. Огонь не может непосредственно находиться в теле, не
разрушая его, поэтому он соединяется с водой, образуя Питту. Основная форма
Питты — кислота.
Вместилищем Капхи (воды) является земля, поэтому говорят, что Капха содержит
землю. Наше тело состоит в основном из воды, заключенной внутри кожи и других
оболочек, образованных элементом земли.
Свойства дош
Каждая из дош обладает характерными свойствами. Вагбхатта, великий
комментатор Аюрведы, пишет: «Вата — сухая, легкая, холодная, шершавая, тонкая и
возбужденная. Питта — слегка маслянистая, острая, горячая, легкая, с неприятным
запахом, подвижная и жидкая. Капха — сырая, холодная, тяжелая, вязкая, мутная,
мягкая и плотная». (Аштанга Хридайя I, 11 — 12).
Вата — в основном сухая, холодная и легкая. Питта — в основном горячая,
влажная и легкая. Капха — в основном тяжелая, холодная и влажная. Таким образом,
каждая доша имеет с любой другой дошей одно общее свойство и два
противоположных.
Мы распознаём доши по их свойствам. Избыток или недостаток определенных
свойств указывает на избыточность или недостаточность соответствующей доши, что,
в свою очередь, чревато различными патологическими изменениями в организме.
|
|