|
склонна к депрессии, слабости почек и к тем хроническим и истощающим
заболеваниям, которые считались свойственными этому темпераменту. Высокая Вата
также придает выделениям темный оттенок (черная желчь). И то и другое астрологи
приписывали неблагоприятному расположению Сатурна в гороскопе и его холодному,
сухому и темному влиянию.
Сангвинический темперамент, как правило, оказывается здоровым состоянием
равновесия трех других темпераментов (хотя иногда его тоже соотносят с Ватой).
Таким образом, с точки зрения фундаментальных принципов древняя западная
медицина и Аюрведа обнаруживают значительное сходство. Но, как это обычно
бывает, у каждой из этих систем есть свои особенности, непереводимые на язык
понятий другой системы.
В средние века и в эпоху Возрождения торговцы пряностями привозили в Европу
много аюрведических трав. Алхимия, популярная в то время повсюду — от Европы до
Китая, — исходила из Аюрведы, в которой мощная алхимическая основа сохранилась
до наших дней. Оказывается, что такие великие врачеватели тех времен, как
Хильдегард из Бингена (Германия, XII век), широко использовали аюрведические
травы (например пиппали и калган), а также многие препараты из драгоценных
камней и минералов, которыми знаменита Аюрведа.
Марсилио Фичино, прославленный философ эпохи Возрождения и переводчик трудов
Платона, в своей «Книге жизни» и других трудах по медицине упоминает многие
травы и рецепты, похожие на аюрведические, например, травы «чебулан», «эмблика»
или «трифера» и бальзам из них (в Аюрведе из этих трав делают состав Трипхала),
а также приготовление джема из алоэ, шафрана, корицы и гвоздики и употребление
его вместе с золотой или серебряной фольгой (в Аюрведе из этих и других трав
также делают джемы, которые нередко принимают также с золотой и серебряной
фольгой, как, например, джем Чьяванпраш). Травы и препараты, применявшиеся
тогда в Европе, были ближе к аюрведическим средствам, чем к средствам
аллопатической медицины или западной фитотерапии более позднего времени.
Таким образом, изучая Аюрведу, мы открываем для себя нашу собственную,
утерянную много веков назад духовную традицию целительства. Концепция дош дает
нам ключ к пониманию различных систем конституциональной медицины, существующих
по всему миру.
2. ШЕСТЬ ВКУСОВ. ЭНЕРГЕТИКА ЛЕКАРСТВЕННЫХ ВЕЩЕСТВ
В Аюрведе болезни диагностируются по дошам, а лечение осуществляется
посредством шести вкусов. Вкусы пищи, трав и минералов распознаются обычным
путем — с помощью языка. Знание вкуса вещества позволяет определить динамику
его воздействия на тело.
Выделяются шесть вкусов: сладкий, соленый, кислый, острый, горький и вяжущий.
Каждый из них образован двумя из пяти элементов. Сладкий вкус (вкус Сахаров и
крахмалов) состоит из земли и воды; соленый (вкус столовой соли и морских
водорослей) — из воды и огня; кислый (перебродившие продукты или кислые фрукты)
— из земли и огня; острый (такие специи, как имбирь и красный перец) — из огня
и воздуха; горький (горькие травы, как «золотая печать» и горечавка) — из
воздуха и эфира; и вяжущий (гамамелис, квасцы) — из земли и воздуха.
Согревающее и охлаждающее воздействие
Шесть вкусов классифицируются по степени своего согревающего или охлаждающего
воздействия. Самым горячим вкусом является острый, за ним следуют (в порядке
убывания) кислый и соленый. Самый холодный вкус — горький, затем идут вяжущий и
сладкий.
Тяжесть и легкость
Вкусы также подразделяются на тяжелые и легкие. Самый тяжелый вкус — сладкий,
за ним следуют соленый и вяжущий. Самый легкий вкус — горький, затем идут
острый и кислый.
Влажность и сухость
Вкусы делятся также на влажные и сухие. Самым влажным является сладкий вкус,
за ним следуют соленый и кислый. Самый сухой вкус — острый, затем идут горький
и вяжущий.
Вкусы и доши
Общее правило состоит в том, что из шести вкусов три способствуют увеличению
дош, а другие три — их уменьшению. При этом существует множество комбинаций и
вариантов.
Вата больше всего увеличивается горьким вкусом, который наиболее близок к ней
по свойствам; за горьким следуют вяжущий и острый вкусы. Сильнее всего снижает
Вату соленый вкус, затем — кислый и сладкий.
Питту сильнее всего увеличивает кислый вкус, затем — острый и соленый. Больше
всего снижает ее горький вкус, затем следуют вяжущий и сладкий.
Капху сильнее всего увеличивает сладкий вкус, затем следуют соленый и кислый.
Уменьшению Капхи больше всего способствует острый вкус, затем идут горький и
вяжущий.
ДЕЙСТВИЕ ВКУСОВ
Каждый вкус обладает своим терапевтическим действием.
Сладкий вкус строит и укрепляет все ткани тела, гармонизирует ум, вызывает
ощущение удовлетворенности. Он смягчает и успокаивает слизистые оболочки,
оказывает отхаркивающее и послабляющее действие, снимает ощущение жжения.
Соленый вкус оказывает смягчающее, послабляющее и седативное действие. В
малых дозах он стимулирует пищеварение, в умеренных — действует как
|
|