|
аналогов и подобны системам меридианов китайской медицины. В Аюрведе существует
сложная симптомология нарушений в системах каналов. Все болезни
классифицируются по тем системам, к которым они относятся. Исследование каналов
при помощи специальных методов диагностики является одним из основных способов
определения характера и степени тяжести заболевания.
Три системы каналов связывают организм с внешней средой и обеспечивают
питание тела за счет дыхания, пищи и воды:
1. Пранаваха шроты — каналы дыхания, переносящие Прану. В основном
соответствуют дыхательной системе и отчасти кровеносной. Берут начало в сердце
и в желудочно-кишечном тракте, в основном в толстой кишке.
2. Аннаваха шроты — каналы, переносящие пищу. Соответствуют пищеварительной
системе. Берут начало в желудке и в левой части тела.
3. Амбуваха шроты — каналы, переносящие воду и регулирующие водный метаболизм.
Западная физиология такой системы не выделяет, хотя многие заболевания,
например диабет, относятся именно к амбуваха шротам. Берут начало в нёбе и в
поджелудочной железе.
Семь систем образуют и снабжают семь тканей организма:
4. Расаваха шроты — каналы, переносящие плазму (расу). Эта система
соответствует лимфатической, берет начало в сердце и в кровеносных сосудах.
5. Рактаваха шроты — каналы, переносящие кровь (ракту). Соотносятся с
кровеносной системой, берут начало в печени и в селезенке.
6. Мамсаваха шроты — каналы, снабжающие мышцы (мамсу). Мышечная система.
Берет начало в связках и в коже.
7. Медаваха шроты — каналы, снабжающие жировую ткань (медас). Жировая система.
Берет начало в почках и в сальнике.
8. Астхиваха шроты — каналы, снабжающие кости (астхи). Скелетная система.
Берет начало в жировой ткани и в бедрах.
9. Маджаваха шроты — каналы, снабжающие костный мозг и нервную ткань (маджа).
Соответствуют в основном нервной системе. Берут начало в костях и в суставах.
10. Шукраваха шроты — каналы, снабжающие репродуктивную ткань (шукра).
Репродуктивная система. Берет начало в мужских половых железах или в матке.
Еще три системы соединяют тело с внешним миром, обеспечивая выделение. Отходы
жизнедеятельности организма — пот, кал и моча — называются тремя малами.
Избыток дош может отрицательно сказаться на них самих и их движении.
11. Шведаваха шроты — каналы, переносящие пот (шведа). Система сальных желез.
Берет начало в жировой ткани и в волосяных фолликулах.
12. Пуришаваха шроты — каналы, переносящие кал (пуриша). Выделительная
система. Берет начало в толстой и прямой кишке.
13. Мутраваха шроты — каналы, переносящие мочу (мутра). Мочевая система.
Берет начало в мочевом пузыре и в почках.
У женщин существуют еще две системы:
14. Артававаха шроты — каналы, обеспечивающие менструацию.
15. Станьяваха шроты — каналы, переносящие грудное молоко. Система лактации.
Считается подсистемой предыдущей.
Ум — это особая система каналов, соединенная с нервной и репродуктивной
системами. Важно знать, что движение энергии во всех каналах зависит от
импульсов, исходящих от ума.
16. Мановаха шроты — каналы, переносящие мысли. Психическая система (ум).
Концепция биологических элементов в истории западной медицины
Европейская медицина античности и средневековья вплоть до XVII века
основывалась на системе биологических элементов. У нее было много общего с
Аюрведой, и существовали определенные контакты, в частности, между древними
греками и индусами. Знаменитый греческий мудрец и алхимик Аполлоний Тианский,
живший в IV веке до н. э., побывал в Индии и многое почерпнул из индийских
знаний. Западные мыслители весьма почитали его на протяжении всего
средневековья и даже в более поздний период.
Кроме того, древняя (дохристианская) медицина наших европейских предков — не
только греков и римлян, но и кельтов, немцев и славян (например традиция
друидов), — по всей видимости, имела немало общего с Аюрведой. Языки этих
народов напоминали санскрит, а их общественное устройство и духовные практики
обнаруживают многочисленные черты сходства с арийской Индией. Вероятно, и
методы лечения, о которых мы по-прежнему знаем не так много, напоминали
арийские.
Классическая греческая традиция различала четыре конституциональных типа
(темперамента), в основе которых лежали четыре элемента. Первым был
холерический тип, который соответствовал элементу огня. Второй тип —
сангвинический — соотносили с элементом воздуха, третий — флегматический — с
элементом воды, и четвертый — меланхолический — с элементом земли. Эти термины
для обозначения темпераментов до сих пор существуют в нашем языке.
Каждый из этих четырех темпераментов, подобно трем дошам Аюрведы, был
представлен в организме определенными субстанциями: холерический — желтой
желчью, сангвинический — кровью, флегматический — слизью, а меланхолический —
черной желчью. Каждый из них отражал основное свойство своего элемента:
холерический считался горячим, сангвинический — сухим, флегматический — влажным,
меланхолический — холодным.
Мы видим, что Питта и Капха явно соотносятся с холерическим и флегматическим
темпераментами этой западной системы. В обеих системах они определяются
терминами, обозначающими соответственно желчь и слизь.
Вата соотносится в первую очередь с меланхолическим темпераментом. Она
|
|