|
исключительно интеллектуальному характеру этот вторичный, или
промежуточный, рассудок действительно прагматичен в своем усилии.
Он создает определенный вид умственной структуры, каркас, правило, в
которые он пытается ввергнуть внутреннюю и внешнюю жизнь так, чтобы
владея и управляя, пользоваться ими для целей некоторого вида
рациональной воли; это тот рассудок, который дает нашему
нормальному интеллектуальному существу присущий нам набор
эстетических и этических стандартов, нашу структуру мнения и наши ум-
ственные установленные нормы и цели. Он высоко развит и первенству-
ет во всех видах людей с полностью развитым умом.
Но за этим есть третий рассудок, наивысшее действие буддхи,
который имеет в себе незаинтересованное беспристрастное отношение.
Он стремится обнаружить действительную правду и правильное знание
за жизнью и объектами и нашим видимым Я и подчинить свою волю
закону Истины. Мало кто из нас может использовать этот высокий
рассудок с какой-либо степенью чистоты, но попытка сделать это есть
наивысшая способность внутреннего инструмента антахкараны.
Буддхи действительно посредник между более высоким Правдой-
Умом, не находящимся теперь в нашем активном владении и
являющимся прямым инструментом Духа, и физической жизнью
человеческого ума, развитого в теле. Его силы понимания и воли
исходят из более великого Правды-Ума или Сверх-разума... Когда
переход к Сверх-разуму имеет место, силы буддхи не погибают, но все
должны быть преобразованы в их сверх-умственную изначальную
сущность. Но рассмотрение Сверх-разума и преобразования буддхи
принадлежит уже к вопросу высших сиддхи или святого преобразования.
Из "Синтеза Йо-
ги"
Аханкара, эго
Буддхи центрирует свое умственное действие вокруг Эго,
представления, что Я есть этот ум, жизнь и тело, или есть умственное
существо, ограниченное их действием. Буддхи служит этому
представлению о сущности Я, лимитированному тем, что мы называем
эгоизмом. Это Эго не есть реальное САМО, но средство Натуры,
которым она развила чувство ограниченного и отделенного
индивидуального бытия в уме, жизни и теле. Этим средством она
действует таким образом, как если бы Эго было обособленным
существованием в материальной Вселенной.
Самоидентификация души с Эго есть способ, которым Натура за-
ставляет душу согласиться на ее действие в ограниченных условиях,
развитых Натурой. Пока эта идентификация продолжается, присутствует
и самозаключение души в этих ограниченных и узких действиях ума,
жизни и тела... Эго-чувство отвечает на отдельное действие тела,
индивидуальной жизни, ума, а Эго-мысль централизует в буддхи все
действия персональности. Низшее понимание и промежуточный
рассудок - суть инструменты желаний, опыта и саморасширения Эго.
Для того, чтобы стать властелином своего существа с любой
полнотой свободы и распоряжения, человек должен прекратить быть
умственным, виталическим и физическим Эго, поскольку они - всегда
создание и инструмент, находящийся в подчинении умственной,
виталической и физической натуры. Когда высокий рассудок и воля
развиваются, мы можем обратиться к тому, что внешние объекты
означают для более высокого спиритуального сознания. Эго может
затем быть увидено, как умственное отражение САМО, Духа,
Всевышнего, единого трансцендентного всеобщего существования,
индивидуального в его множественности. Сознание, в котором эти вещи
встречаются и становятся аспектами одного существования, принимает
в себя их правильное соотношение и может быть затем высвобождено
из этих физических и умственных покровов и оболочек.
... Пока есть Эго, не может быть никакого свободного
использования душой своей индивидуальной жизни. Поэтому
существенное движение Йоги - оттянуть сознание от внешнего Эго-
чувства, которым мы идентифицированы с действиями ума, жизни и
тела, и жить внутренне в душе.
Из "Синтеза Йо-
ги"
Эго и индивидуальность
Индивидуальность есть сознающее существо, организованное во-
круг святого центра. Все святые центры в их первопричине по существу
едины, но в своем проявлении действуют как отдельные существа.
Смешанные зоны
Шри Ауробиндо вводит в традиционное членение человека
промежуточные и смешанные зоны. Каждая из зон человеческого
существа подвергается действию душевной энергии, которая тесно
смешивается с физическим, виталическим и умственным действием и
создает в нас "душу желаний", "душу ума". Они - проявление разных
сторон, наложившихся одна на другую. Смесь виталической и душевной
энергии названа психической праной. Словами "психика", "психический",
"психологический" обозначаются смешанные проявления человеческой
натуры, где душевное неразрывно связано с физическим, виталическим
|
|