|
гормональной сферы и психическое становление подростка.
9. Бхуджангасана или Сарпасана ? змея
Техника выполнения. Лечь на пол лицом вниз, ноги и ступни вытянуть
насколько можно, держа их вместе. Вытянуть позвоночник, прижав лоб к
полу. Руки согнуть в локтях и положить ладони на пол напротив
подмышек, вытянутые и сложенные вместе пальцы ? под плечевыми
суставами (Рис.2-9.1). Вытягивая позвоночник вперед-вверх поднять
голову, шею, торс, верхнюю часть живота. На руки при этом не
опираться. Движение осуществляется за счет мышц спины. Для верности
можно слегка приподнять ладони, оторвав их от пола (Рис.2-9.2).
Ощущение движения позвоночника ? равномерное растягивание по дуге
окружности. Макушка головы уходит как можно дальше от таза. Низ живота
? на полу. Достигнув этого положения, дальнейший подъем можно
осуществлять при помощи рук, но ни в коем случае не отталкиваясь от
пола вверх, поскольку в этом случае неминуемо возникнет неравномерное
распределение сжатия позвоночника, что может привести к серьезным
последствиям, вплоть до травм, избавиться от которых не удастся уже до
конца жизни. Руки должны отталкивать плечи вперед, стараясь увести их
как можно дальше от таза, продолжая равномерное вытягивание
позвоночника вперед (рис.2-9.3), а не "изламывая" его в поясничном
отделе (самая, кстати, распространенная ошибка при выполнении
Бхуджангасаны). При выполнении обычной Бхуджангасаны лобковая кость
никогда не должна отрываться от пола. Движение головы ? вперед-вверх,
растягивая шею. Ни в коем случае нельзя запрокидывать голову назад,
сжимая тыльную часть шеи и перенапрягая ее переднюю сторону ? это
оказывает разрушительное воздействие на нормальные щитовидную и
паращитовидные железы. Запрокидывание головы в Бхуджангасане показано
только тем, у кого функции щитовидной железы существенно ослаблены. В
итоге необходимо "выбрать" предел текучести позвоночника равномерно
растянув его по восходящей дуге (Рис.2-9.4). Поясничный отдел
позвоночника вытягивается, "уходя" от таза, грудная клетка
расправляется, плечи разворачиваются, грудной отдел позвоночника
вытягивается по плавной дуге, "уходя" от поясницы, шея ? от плеч.
Возникает ощущение "свободного пространства" в межпозвонковых
суставах. Ноги вытянуты, ягодицы слегка напряжены, ступни ? вместе,
обозначить Мула-бандху и круговым движением плеч назад еще немного
расправить грудную клетку, "прогнав" одновременно от головы к ногам
праническую волну. Не забывать о Набхи-мудре. Взгляд ? вверх. Медленно
опустить лоб на пол и полностью расслабиться. Повторить. После
окончания последнего повторения ? повернуть голову в сторону и
несколько минут полежать, расслабившись. Крайне опасно форсировать
освоение Бхуджангасаны. Рекомендуется приступать к изучению той фазы
движения, в которой задействованы руки, только после того, как хорошо
освоена первая часть восходящего движения, выполняемая за счет
мускулатуры спины. Несмотря на то, что на первый взгляд данная асана
кажется очень простой, следует относиться к ней с предельным вниманием
и серьезностью, поскольку простота эта ? кажущаяся. После того, как
освоено собственно движение, следует освоить его координацию с
ритмическим дыханием: восходящее движение ? медленный вдох, в верхней
точке ? остановка дыхания на 2-10 секунд без перекрывания голосовой
щели (то есть не задержка дыхания, а остановка за счет фиксации
расширения грудной клетки), затем ? с медленным опусканием ? выдох.
Вдох-выдох внизу и повтор всего с самого начала. Общее количество
повторений ? три-семь. Обязательное расслабление в конце.
Действие. Это ? простейший вариант Бхуджангасаны ? еще одной асаны,
позволяющей сохранить гибкость позвоночника. Асана тонизирует мыщцы
спины, способствует исправлению осанки и в известной степени устраняет
искривления позвоночника. Способствует увеличению объема легких и
расправляет альвеолы, благотворно действует на сердце и все органы
брюшной полости. Мышцы таза и тазового дна укрепляются. Мышцы спины
развиваются быстро и пропорционально. Линии груди у женщин делаются
безупречными. Кроме того, Бхуджангасана незаменима при лечении
гинекологических заболеваний.
10. Випарита-карани-мудра ? символ перевернутого действия
Випарита-карани-мудра ? одна из ключевых мистических практик Йоги. При
выполнении в полном варианте это упражнение изменяет направление
вращения основного вихря на обратное, тем самым воздействуя на
направление потока внутреннего времени. Однако полный вариант
Випарита-карани-мудры достаточно сложен, поэтому в данной работе
приводится лишь упрощенная техника ее выполнения, достаточная для
достижения терапевтического эффекта.
Техника выполнения. Лечь на спину на пол, под голову ничего
подкладывать нельзя. Ноги вытянуты, руки по бокам, ладони прижаты к
полу. Медленно поднять ноги примерно до угла в 30 градусов и
|
|