|
Соответственно, Вайю-таттва, Агни-таттва и Апо-таттва являются
стихиями, играющими ключевую роль в гармоничном функционировании
физиологических механизмов человеческого тела. Любое нарушение их
взаимодействия немедленно приводит к возникновению заболеваний, а
серьезное расстройство заканчивается, как правило, смертью.
Наиболее безотказным и радикальным средством для управления
взаимодействием этих трех стихий и поддержания их идеального
равновесия являются практики, описанные в "Йога-Шастре" [Шастра
(санскр.) ? учение, система. "Йога-Шастра" ? учение или система Йоги,
также ? свод классических трактатов по философии и практике Йоги.].
Учение Йоги дает нам ключ не только к развитию духовной силы и
пронзительной ясности ума, но также к построению здорового,
неподвластного времени организма, свободного от болезней и признаков
возрастной деградации. Таким образом практика Йоги оказывается,
пожалуй, наиболее мощным средством, способным избавить человечество от
столь всеобщего в наше время преждевременного старения и медленного
прижизненного телесного разложения.
Физиология и патология в "Аюрведе"
Общим истоком "Аюрведы" и "Йога-Шастры" являются "Веды". Главнейший и
самый первый трактат "Аюрведы" ? "Брахма-Самхита".
На основе комментариев и практических разъяснений к "Брахма-Самхите" в
древности был составлен целый ряд медицинских трактатов, собственно, и
составивших "Аюрведа-Шастру" ? свод древних работ по медицине.
Благодаря широте охвата, полноте и глубине проработки "Аюрведа-Шастру"
называют пятой "Ведой". Некоторые из самых основных трактатов
"Аюрведы" были составлены задолго до появления "Махабхараты" [Древний
индийский эпос, авторство которого приписывают поэту-йогину Вьясе,
жившему, предположительно, в четвертом-втором веке до Р. Х.]. В
частности, ко временам совершенно незапамятным относится
"Сушрута-Самхита" ? трактат, подробнейшим образом описывающий
уникальную систему хирургического лечения.
Огромная часть обширнейших сведений, содержавшихся в "Аюрведе", была
утрачена вследствие иноземных вторжений и жестоких войн, которыми
изобиловала древняя история Востока, как, впрочем, и вся история
человечества. Что-то затерялось во мраке тысячелетий, кое-что до сих
пор пребывает в безвестности, покрываясь пылью на полках хранилищ
древних манускриптов в ожидании своих исследователей. Потому те из
древних трактатов Аюрведы, которые, к счастью, избежали полной гибели,
отнюдь не исчерпывающи. Но даже они вызывают удивление и восхищение
как современных исследователей, так и тех, кто применяет их на
практике. Информация, которая содержится в дошедших до нас трактатах
"Аюрведы", указывает на то, что в седой древности, когда еще только
зарождалась цивилизация древнего Египта, а на территории будущей
Эллады обитали племена первобытных варваров, в строках "Вед" и
"Веданты" уже было сконцентрировано глубочайшее знание сущности мира и
устройства вселенной, и наука "Аюрведы" опиралась на обширные
исследования и практический опыт нескольких тысяч лет практики.
Некоторые современные исследования свидетельствуют о том, что влияние
"Аюрведы" распространялось не только на медицину Востока, но также и
на Запад, в частности, на медицинскую науку Египта и Эллады.
В настоящее время насчитывается более тысячи старинных оригиналов
работ по Аюрведе [Здесь имеется в виду Аюрведа не как свод письменных
источников, а как система знания и практики], обнаруженных в Непале и
различных районах Индии. Достижения древних в области медицинских
исследований и лечебной практики не уступают уровню работ современных
ученых в соответствующих областях медицины [Следует учитывать, что Шри
Свами Шивананда писал свою "Йога-терапию" в сороковых-пятидесятых
годах нашего столетия.]. Особо впечатляют рациональность и научность
диагностических методов Аюрведы, а также ее трактовки причин болезней.
В целом можно утверждать, что древние медики, оставившие нам в
наследство учение Аюрведы, вели исследования и занимались
практическими разработками почти во всех направлениях, существующих в
современной медицине.
Даже такой, казалось бы, сугубо современный метод борьбы с
эпидемическими заболеваниями, как вакцинация, был хорошо известен
практикам Аюрведы. В частности, в древней Индии довольно широко
применялась прививка против оспы. Ее делали весной, перед началом
жаркого сезона.
* * *
|
|