|
В "Аюрведа-Шастру" входят оригинальные работы практически по всем
основным направлениям медицинской науки ? общей физиологии, патологии,
хирургии, фармакологии, анатомии, педиатрии, акушерству и гинекологии,
общей терапии, прикладной биохимии, токсикологии, наркологии.
В основе принятой в Йоге космогонии лежат принципы взаимодействия пяти
стихий. Соответственно, на тех же принципах строятся и свойственные
Йоге и Аюрведе физиологические концепции, ибо микрокосм по своему
устройству подобен макрокосму.
Как было сказано выше, и в микрокосме, и в макрокосме ключевое
значение во взаимодействии пяти стихий принадлежит гармонии трех из
них ? воды, огня и воздуха. Согласно "Аюрведе" они соответственно
представлены в микрокосме элементами Вайю (воздух), Питта (желчь) и
Капха (слизь).
Вайю ? органический воздух
Вайю (воздух) ? жизненная сила [Не следует забывать: в традиции Йоги и
Аюрведы под каждым из элементов понимается не только соответствующие
ему аспекты плотного или физического тела (стхула-шарира).] ? но и его
функциональные проявления в теле тонком или энергетическом
(сукшма-шарира.) есть дыхание жизни, основа человеческой силы, то, от
чего изначально зависит жизнеспособность и физиологическая активность
всех систем и органов [Как стхула-шариры, так и сукшма-шариры.].
Основная жизненная сила локализована в сердце и называется Прана-вайю.
Жизненная сила, локализованная в области прямой кишки, именуется
Апана-вайю. Пищеварительную жизненную силу в районе пупка называют
Самана-вайю. Жизненная сила, действующая на уровне горла, известна как
Удана-вайю. Вьяна-вайю ? связующий аспект жизненной силы,
распределенный по всему телу.
Прана-вайю. Функции Прана-вайю ? общее управление дыханием,
поглощением пищи, работой сердца и циркуляцией крови в крупных и
средних кровеносных сосудах.
Апана-вайю. Ее главная функция состоит в управлении дыхательными
движениями в фазе вдоха ? главной фазе дыхательного цикла. Без
согласования с Апана-вайю Прана-вайю не может управлять дыханием.
Кроме того, Апана-вайю отвечает за нисходящее движение мочи, спермы и
фекальных масс. В организме женщин частью ее функции является
организация менструального цикла, сохранение плода в матке и родовая
деятельность.
Самана-вайю. Самана Вайю способствует активности пищеварительного
огня или, другими словами, выделению пищеварительных соков. Она же
обеспечивает прохождение полупереваренной пищи из желудка в
двенадцатиперстную кишку и далее ? в тонкий кишечник.
Пищеварительно-секреторная функция тонкого кишечника также принадлежит
к сфере функциональной деятельности Самана-вайю. Когда пища
переварена, Самана-вайю проводит отходы в толстый кишечник. Кроме
того, в задачи Самана-вайю входит согласование функций Пранаи
Апана-вайю.
Удана-вайю. Удана-вайю отвечает за восходящее движение воздуха, то
есть позволяет человеку выполнять выдох и произносить звуки. Особо
тонкие составляющие Удана-вайю управляют питанием мозга, развитием
памяти и других умственных способностей, продвижением Кундалини-шакти
[Кундалини-шакти (санскр.) ? сила Кундалини. Кундала (санскр.) ?
кольцо. Кундалини-шакти ? Изначальная Сила в ее действующем творческом
аспекте, в виде спирального вихря, количество оборотов которого ? три
с половиной, пребывающая в области Муладхара-чакры. Для достижения
просветления ? инициации концептуального аспекта Изначальной Силы,
пребывающего в Сахасрара-чакре ? йогин заставляет Кундалини-шакти
подниматься вверх по Сушумна-нади (центральному каналу тонкого тела).
Прежде чем Кундалини-шакти достигает Сахасрара-чакры, она проходит
сквозь все шесть чакр, инициируя соответствующие каждой из них
паранормальные силы ? сиддхи. Главная опасность при этом ? искушение
активно использовать полученное при включении тех или иных сверхсил
могущество для личностного самоутверждения в сфере земного бытия.
Процесс йогической эволюции при этом останавливается, так как
расходуется необходимая для его продолжения энергия. Человек
"зависает" в пространстве некоторого ирреального состояния, раз и
навсегда утратив адекватность низшей реальности земного бытия.
Осознание же высшей интегральной реальности мира ему недоступно
вследствие недостатка энергии.] к Сахасрара-чакре в процессе практики
Йоги и проникновением внимания йогина в области сверхчувственного
восприятия, обычному человеку недоступные.
|
|