|
необходимости покупки соли и масла для заправки ламп. Здешние общины
менее испорчены, чем где-либо еще в мире, в силу укоренившихся в
людях привычек к простоте, честности и доброте. Жизнь протекает
здесь спокойно и мирно. Люди не знают, что значит ненавидеть
кого-либо. Они не понимают ненависти. Эти люди не хотят спускаться
на равнины. Покидая горы и находясь среди жителей равнин с их
обманами, играми и притворством, они чувствуют себя дискомфортно.
Однако в горных областях, наиболее затронутых современной культурой,
ложь и воровство становятся все более частыми явлениями.
Современное общество считается развитым и культурным, но это
не естественное развитие и культура. Они подобны культивированному
жемчугу. Сегодня очень немногие ценят естественный жемчуг.
Современный человек ослабил себя и свою природу тем, что, вновь и
вновь прибегая к окультуриванию, утратил контакт с природой и
реальностью. В условиях современной культуры мы живем для того,
чтобы предстать в выгодном свете перед другими, а не для того, чтобы
служить другим. Но. если вы отправитесь в горы, то независимо от
того, кто вы такой, первый вопрос, который вам зададут, будет:
"Взяли ли вы с собой какую-то пищу? Есть вам где остановиться?". И
эти вопросы задаст вам любой, независимо от того, знаком он с вами,
или нет.
Люди, живущие в горах Гархвала и Кумаона, умны, культурны и
гостеприимны. Искусство долины Ганга и искусство Гархвала
прославились своими уникальными художественными работами.
Образование в некоторых из этих горных общин поставлено лучше, чем
в других частях Индии. Священники этих общин обладают столь
обширными знаниями по астрологии с тантризмом. что иногда приводят
в изумление путешественников с равнин. Люди здесь ведут простой,
приближенный к природе образ жизни. Они живут в прекрасных
деревянных домах и носят одежду собственного производства. Вечерами
они собираются для чтения молитв и пения своих фольклорных песен с
прекрасными мелодиями. Они устраивают групповые танцы, отличающиеся
гармоничностью и подвижностью. Горные барабанщики прекрасны, а
пастухи и дети играют на бамбуковых флейтах и зубных арфах. Когда
мальчики и девочки отправляются в горы за травой для скота и
хворостом для топки печей, они сами слагают и поют песни. Одним из
детских развлечений является игра в футбол и хоккей. Замечательной
особенностью гималайской культуры является глубокое уважение к
родителям и старшим по возрасту.
Деревья, растущие на высоте 4000-6000 футов, -- это в
большинстве своем дубы, сосны и пихты различных видов. В
высокогорьях растет бходжа патра, дерево, кору которого местные
жители используют в качестве бумаги, на которой записывают события
своей жизни, способы отправления обрядов, правила употребления
растений. Каждый местный житель знает что-то о растениях, способных
оказаться полезными во многих случаях повседневной жизни. Населенные
пункты от Кашмира до Пенджаба, Непала и Сиккима пользуются
репутацией мест, обеспечивающих пополнение индийской армии сильными
и здоровыми солдатами. Продолжительность жизни местных жителей часто
превышает сто лет.
Гималайские общины, живущие в горах Пакистана, называют
Хунза. Люди в этих общинах едят мясо. Общины, живущие в индийской
части Гималаев, называют Хамса, и люди этих общин являются
вегетарианцами. Хамса означает "лебедь". В индийской мифологии этой
птице часто придается символическое значение. Считается, что лебедь
способен отделить и выпить одно лишь молоко из смеси молока с водой.
Подобным образом этот мир является смесью двух вещей: хорошего и
дурного. Мудрый отбирает только хорошее и оставляет нетронутым
дурное.
Повсюду в этих горах бросается в глаза поклонение Шакти*. В
каждом селении есть хотя бы одна или две небольшие часовни. Мудрецы,
однако, путешествуют и не создают таких поселений, как местные
жители. К мудрецам здесь относятся очень хорошо, приглашая их
разделить имеющуюся пищу и кров. Мудрецы приходят из различных
культур и частей страны (и мира) и селятся в пещерах, под деревьями
или в крошечных соломенных хижинах. Такие места обитания считаются
храмами и располагаются вне селений. В окрестностях селения обычно
всегда живет один или несколько мудрых людей, скромные жизненные
потребности которых удовлетворяются жителями селения. Когда в
селении появляется какой-нибудь странствующий садху**, йог или
мудрец, жители с радостью предлагают ему всю ту пищу, которая
имеется в их распоряжении. Им доставляет удовольствие оказание
гостеприимства, и они легко заключают дружбу со своими гостями.
Путешествуя по Гималаям, я не любил останавливаться у местных
жителей или расквартированных там чиновников, предпочитая жить в
уединенных жилищах, пещерах и хижинах тех самых мудрецов.
---------------------------------
* Божественная Мать
** Отрекшийся от мира.
|
|