|
вершин возникала тонкая полоса тумана, которая перед восходом солнца
опускалась на реку, как бы покрывая ее белым одеялом. Казалось,
словно спящий змей похрапывает под этим одеялом. Как только первые
лучи солнца
касались священных вод Ганга, я бежал купаться. Горная вода
была кристально чистой, она успокаивала глаза и обостряла чувства.
Много рек вытекает из великого озера Манасаровар у подножия
горы Кайласа, но среди всех рек, берущих свое начало в Гималайских
горах, Ганг отличается уникальными особенностями. В своих истоках,
ледниках Ганготри, воды Ганга обогащаются многими минералами,
оказывающими питательное и целебное воздействие. Среди жителей
селений, расположенных по берегам Ганга, редко можно встретить людей
с кожными заболеваниями. Бутылка с водой из Ганга хранится в каждом
доме, и практически все местные жители дают пить эту воду умирающим.
В отличие от других рек вода Ганга, если ее налить в бутылку,
не портится, и в ней не выживают бактерии. В старые времена моряки
знали, что взятая из Ганга питьевая вода, перевозимая на корабле,
совершающем плавание из Калькутты в Лондон, не испортится, в то
время как воду, взятую из Темзы, на корабле, отправляющемся из
Лондона в Индию, придется по пути заменять на свежую. Многие ученые
со всего мира проводили анализ состава этой воды, содержащей
уникальные химические соединения и минералы. Д-р Джагдиш Чандра Боз,
выдающийся индийский ученый, проанализировав состав этой воды,
пришел к следующему заключению: "По всей видимости, нигде больше в
мире нет другой такой речной воды. Благодаря своим минеральным
свойствам она может исцелять от многих болезней".
Однако, когда Ганг спускается на равнины, где в него впадает
много рек и сточные воды, ценные свойства его воды утрачиваются.
Некоторые местные жители бросают трупы умерших в Ганг, веря, что
благодаря этому души тех, кого они любят, попадут на небеса. Лично
я против того, чтобы загрязнять воду, а затем пить ее и называть при
этом святой. Мой учитель предостерегал меня, чтобы я не пил из Ганга
и не купался в нем с надеждой, что это смоет все грехи. Он учил меня
философии кармы и говорил: "Человек должен пожать плоды своей
собственной кармы. Закон кармы непреложен и признается всеми
великими философскими системами в мире -- что посеешь, то и пожнешь.
Учись умению выполнять свои обязанности без отвращения и
привязанности и не верь тому, что что-то может смыть твою плохую
карму. Омовения в реке и паломничества от одного монастыря к другому
не освободят тебя от оков кармы. Вера в подобные вещи не имеет под
собой логической основы и является простым суеверием".
Реки, стекающие с Гималаев, орошают землю Индии, обеспечивая
продовольствием свыше 6000 миллионов человек сегодня, и тем не менее
кто-то смеет называть эти горы бедными. Писатели берутся утверждать,
что Гималаи не оправдали возлагавшихся на них экономических надежд,
что в них мало месторождений полезных ископаемых, и они не пригодны
для широкомасштабного промышленного освоения. Я согласен с ними, --
экономически эти горы невыгодны. Эти горы имеют духовную ценность и
предназначены для уединения от этого мира, а не для материального
обогащения. Те. кто пытались разведывать богатства Гималаев, ставя
перед собой экономические цели, потерпели неудачу, а тех, кто
попробует проделать то же самое в будущем, ждет аналогичная участь.
Несмотря на то, что Гималаи играют роль резервуара питьевой и
оросительной воды для всей Индии, гималайские селения так и не
получили своей доли услуг современного образования, технологии и
медицины. Лица, разрабатывающие планы развития Индии, поступают не
мудро, уделяя столь мало внимания этому важному источнику. Тем не
менее местные обитатели предпочитают, чтобы вес оставалось так, как
оно есть. "Оставьте нас в покое со своей добычей полезных
ископаемых. Просто относитесь к нам с признательностью и уважением
на расстоянии", -- эти слова я слышал от многих жителей Гималаев.
Экономические средства к существованию местные жители
получают со своих крошечных полей на горных террасах, где выращивают
ячмень, пшеницу, чечевицу. Они также содержат домашний скот:
буйволов, коров и быков, овец, пони, коз. Обитатели Пенджабских и
Кашмирских Гималаев, Кумаонских и Гархвальских Гималаев, Непальских
и Сиккимских Гималаев имеют много общего. Они бедны, но отличаются
честностью: не крадут и не ссорятся. В селениях, расположенных
высоко в горах, никто не вешает замки на двери домов: они не нужны.
В тех краях существуют места паломничества. Если вы по пути в
высокогорный монастырь оброните свой кошелек, то, возвращаясь
обратно через несколько недель, вы найдете его лежащим на том же
самом месте. Ни один человек не притронется к нему, так как
считается невежливым трогать чью-то вещь без разрешения. "Зачем нам
чьи-то чужие вещи?" -- спросят они. Отсутствие жадности объясняется
крайней малочисленностью личных потребностей. Эти люди не затронуты
безумием стяжательства материальных благ.
Зависимость местных жителей от внешнего мира сводится лишь к
|
|