|
наиболее важной и трудной из всех упанишад. Я исписал семьдесят
страниц своего дневника, конспектируя то, что она мне говорила. В ее
спокойной и неторопливой речи отсутствовали повторы и ошибки. Она
дала мне систематизированный комментарий к этой Упанишаде, которую
я интеллектуально понял, но по-настоящему так и не смог понять до
тех пор, пока не начал практиковать сохранение сознания во время
всех четырех состояний.
По прошествии двух с половиной месяцев пришел день моего
отьезда. Я был очень печален, но она сказала:
"Не привязывайся к образу матери, связанному с моим
физическим телом и личностью. Я -- мать Вселенной, что находится
всюду. Научись поднимать свое сознание выше моего смертного "я" ".
Я взглянул на нее со слезами на глазах, и она добавила:
"Будь бесстрашен. Я с тобой".
Я попрощался с ней и отправился в обратный путь к себе в
Гималайское убежище. Мой учитель очень высоко отзывался об этой
старой женщине. Она жила в этом храме с двенадцати лет и оставалась
в нем, пока ей не исполнился сто один год, когда она покинула свое
смертное тело.
Нестареющий йог
Практически каждое лето Дерваха Баба, который живет в
восточном Уттар Прадеше, прибывает в одну церковь, находящуюся в
Гималайских горах, чтобы пожить там несколько месяцев. Говорят, что
ему очень много лет. Я не знаю точно, но слышал, что д-р Раджендра
Прасад, первый индийский президент, брался лично засвидетельствовать
тот факт, что возраст Дерваха Бабы превышает полтораста лет. По его
словам в детстве отец брал его с собой к этому человеку, который уже
тогда был очень стар. Это заявление д-р Прасад сделал в возрасте
семидесяти лет. Оно возбудило мое любопытство, и я взял себе за
правило встречаться с Дервахой Бабой, когда он по пути в горную
церковь делал остановку в Ришикеше. Мы часто беседовали там. Он жил
во временной хижине из сосновых досок, которая сооружалась дня него
всюду, куда бы он ни направлялся. Иногда он также жил в бревенчатых
домах. На вид ему было лет семьдесят, и выглядел он абсолютно
здоровым. Несмотря на то, что он очень строг и не позволяет никому
из учеников прикасаться в себе, порой он пускается в рассуждения о
божественной любви. Девраха Баба очень знаменит в Северной Индии.
Огромные толпы людей собираются в надежде удостоиться его даршана*.
У него огромное число последователей; его часто посещают служащие
полиции и другие государственные чиновники, желая получить
благословение. Во время Кумбха Мела** в 1974 году его посетили
несколько моих американских учеников.
----------------------------------
* Взгляд.
** Грандиозная ярмарка, проводимая в Индии каждые двенадцать
лет.
Я пытался раскрыть, в чем секрет его долголетия, и обнаружил,
что он регулярно практикует определенные аспекты йоги, ест лишь
фрукты и овощи. Существует много специфичных практик йоги. Йоги
выбирают себе среди них те, которые для них подходят.
Во время одной из моих бесед с ним Баба сказал: "Счастье --
величайшее из всех богатств. Пунктуальность имеет принципиально
важное значение. Практика продвинутых методов дыхания в равной
степени важна. Техника не старения -- это техника пранаямы*.
----------------------------------
* Контролирование дыхания.
IV
ВОСПИТАНИЕ СМИРЕНИЯ
----------------------------------------------------------------------
Культивирование такого внутреннего качества, как смирение,
является одним из шагов на пути к просветлению. Становясь
смиренными, мы многое приобретаем и ничего не теряем. Молитва и
созерцание укрепляют в нас волю к развитию этого внутреннего
качества.
Бесполезность эго и тщеславия
Одно время местом проживания моего учителя было священное
место в Гималаях под названием Тунгнатх. Я отправился туда навестить
его и по пути остановился в одной горной церкви, носившей название
Карнапраяг. Неподалеку от той церкви, в пещере, жил просветленный
свами, известный под именем Прабхат Свами, и я решил,
воспользовавшись случаем, посетить его. В то время я проходил
обучение, необходимое для того, чтобы стать свами. Придя к нему, я
|
|