|
становлением индуистской и буддийской йоги либо стало следствием особого
интереса к буддизму со стороны Патанджали. Возможно, верны оба объяснения. Итак,
время создания сутр и их авторство определяются содержанием сутр, а не
объясняют его.
Попытки установить «эпоху йога-сутр»
Спектр научных мнений по поводу датировки «Йога-сутр» был представлен уже в
первой половине ХХ века в классическом труде Радхакришнана по истории индийской
философии. Разброс приемлемых дат создания текста колеблется от II до IV в. н.
э., причем первая дата приводится как общепринятая, а вторая сопровождается
аргументами. Так, в описаниях атомистической теории и теории времени
саутрантиков как серий моментов, спхотавады, буддистского идеализма
присутствуют ссылки на «Йога-сутры». Принимая во внимание, что идеализм
Васубандху, хотя и без указания конкретных трактатов, критикуется в
«Йога-сутрах», профессор Вудс относит раннюю (нижнюю) границу сутр к IV в., и
его мнение подкрепляется тем фактом, что Нагарджуна не упоминает йогу в своей
«Карике». Однако этот аргумент не признается другими учеными как достаточно
веский и легко опровергается на основе общепринятого факта, что в китайском
переводе «Упаякаушальяридая-шастры» Нагарджуны йога названа среди восьми школ
философии, а буддистский идеализм мог сложиться и ранее, до закрепления в
текстах Васубандху и Асанги. Как предполагает Якоби, мнение которого учитывает
и Вуддс, йога существовала по крайней мере уже в IV в. Во всяком случае, в
«Таттвартха-сутре» Умасвати присутствует ссылка на «Йога-сутры», а данный автор
должен предшествовать по времени своему комментатору Сиддхасене (V в.) и обычно
относится к III в. Итак, по заключению Радхакришнана получается, что Патанджали
не мог жить позднее названного периода, однако он не склоняется к более ранней
границе. Согласно же Фёрштайну, содержание и терминология «Йога-сутр» убеждают
в том, что II век – наиболее вероятная дата для Патанджали, кем бы он в
действительности ни был.
Основатель современной Бихарской школы йоги Свами Сатьянанда в качестве
общепринятой даты называет приблизительно IV в. до н. э. и также подробно
останавливается на различных способах ее получения. Одним из них служит
сравнение философского подхода в «Йога-сутрах» с методами, применявшимися в
других текстах: ранних упанишадах, религиозно-философских текстах санкхьи и
буддизма. Главный недостаток данного аргумента состоит в том, что древние
тексты не удается надежно датировать и нельзя определить, какой текст появился
первым и повлиял на последующие. «Священный» текст йоги не отражает дату
возникновения философской системы, ибо он вполне мог появиться сотни лет спустя,
после того, как сложилась и распространилась практика. Основы йоги коренятся в
философии санкхья, сформулированной риши Капилой, а эта система существовала
задолго до появления буддизма. Но все приведенные сведения не позволяют
установить дату создания сутр, ведь ни одна система не развивалась обособленно,
напротив, каждая из них подвергалась влияниям и оказывала ответное логическое
воздействие. Однако сам Патанджали не ссылается на другие тексты и не
обращается к ним, и это заставляет предположить, что сутры были сформулированы
прежде многих известных священных писаний. Тем не менее, санскрит сутр более
поздний, чем распространенный во времена Будды, в силу чего дата их
возникновения устанавливается около IV в. до н. э. И все же язык сутр мог быть
обновлен после написания первоначальной рукописи, оригинал которой оказался
утерян, или сутры существовали в устной форме намного раньше. Перебрав все
названные доводы, Свами Сатьянанда констатирует тот факт, что датировка сутр до
сих пор остается нерешенной проблемой.
Проблема идентификации Патанджали
Ученые-индологи подчеркивают, что ранняя датировка мотивируется отождествлением
автора «Йога-сутр» и другого Патанджали, автора «Махабхашьи» – авторитетных
комментариев к санскритской грамматике Панини, но данная точка зрения была
сформирована внутри индийской культурной традиции и не поддерживается
специальной научной аргументацией. Таким образом, сравнение двух версий
авторства позволяет обратить внимание на плохую совместимость традиционного и
научного способов истолкования текстов.
|
|