|
«авторитетов» важнейшее место занимают сакрализованные тексты, создатели
которых приравниваются к просветленным личностям или даже божествам. Так, одним
из общепризнанных «промежуточных» звеньев выступает средневековый трактат
«Хатха-йога-прадипика» Сватмарамы – первый систематический текст именно по
хатха-йоге, если не считать более ранние не столь всеобъемлющие самхиты и тем
более упанишады йоги и тантры, в которых встречаются лишь отдельные техники. В
самом трактате ясно и отчетливо сформулировано то обстоятельство, что вся
работа по преобразованию физического тела, проводимая в хатха-йоге, составляет
неотъемлемый этап преображения сознания в раджа-йоге, изложенной в
«Йога-сутрах».
Тем не менее, такие создатели современных школ хатха-йоги, получившие всемирное
признание, как, например, Б. К. С. Айенгар, считают необходимым приводить
дополнительные аргументы посредством герменевтического сравнения обоих текстов.
Подобным образом дело обстоит и с менее известными трактатами, поэтому при
отсылках к другим источникам все равно существуют пути «ре-интерпретации» их
через «Йога-сутры». Так, основывая практические рекомендации в крийя-йоге на
тамильском тексте «Тирумантирам», М. Говиндан доказывает полную
«параллельность» его логического построения «Йога-сутрам». Примеров можно
привести множество, и в целом представляется вполне приемлемой постановка
задачи выявления философских оснований, служащих предпосылками для создания и
совершенствования рефлективных техник в современной хатха-йоге, где воздействие
на собственное сознание осуществляется посредством преобразования собственного
тела. Ключевым аспектом в истолковании йоги как таковой с позиций отдельных
школ хатха-йоги выступают герменевтические особенности интерпретаций
«Йога-сутр», широта спектра которых предопределяется с самого начала
значительной степенью их «исторической абстрактности».
Условность датировки и авторства «Йога-сутр»
Сомнения в правомерности изысканий
Концептуальные разногласия представителей современных направлений в йоге
отчетливо проявляются в различных интерпретациях «Йога-сутр», и даже при
внешнем сходстве выводов нередко вскрываются принципиальные расхождения на
уровне приводящей к ним аргументации или дальнейшего целеполагания. Прежде чем
переходить к анализу герменевтических особенностей истолкования формы и
содержания сутр, следует отметить незавершенность полемики относительно их
происхождения: ученые не установили окончательно ни время создания, ни личность
автора. Более того, некоторые исследователи вполне ответственно заявляют о
бессмысленности подобных изысканий, причем и такие высказывания оказываются
весьма характерными. Например, если обратиться к трудам двух сторонников
«безвременности» и «безличности» сутр – Мирча Элиаде и Свами Сатьянанды, –
прежде всего становится очевидным, что оба они предварительно ознакомились с
современными научными представлениями по данному вопросу и настаивают на
исторической отвлеченности a posteriori. Далее, выявленное частное согласие не
затушевывает, а наоборот, подчеркивает несовместимость их подходов в целом:
Мирча Элиаде, как теоретик, приводит аргументы с позиций философской
герменевтики, рассматривая процесс осмысления идей и закрепления их в текстах,
а Свами Сатьянанда, как практик, апеллирует к энергетической составляющей
знания, придающей субъективность самому знанию. И, наконец, можно заметить, что
в перспективе восстановления целостности теоретико-практической трансформации
«Йога-сутр» названные позиции прекрасно дополняют друг друга.
На полпути к полемике относительно времени составления «Йога-сутр»
высказываются также различные мотивации невыполнимости хронологической задачи.
Поддерживая сторонников подобных взглядов, Мирча Элиаде отмечает, что не
следует преувеличивать значение датировки текстов, ибо в любом индийском
философском трактате встречаются идеи, возникшие до его написания, вполоть до
глубокой древности. Если в тексте присутствует новое истолкование, вероятно,
оно излагается не впервые. В Индии вообще устанавливать даты создания трактатов
гораздо труднее, чем в любой иной стране, а восстановить хронологию
преемственности философских идей почти нереально. Другое соображение в пользу
безотносительности «Йога-сутр» состоит в том, что раджа-йога Патанджали
представляет собой вершину длительного развития йогической техники. Как
отмечает Георг Фёрштайн, из всех многочисленных школ, которые существовали в
первые века нашей эры, только школа Патанджали получила признание как
авторитетная система йоги, но существовали и другие. Еще больше размывает
датировку несомненное взаимодействие йоги с другими традициями, например,
очевидно сходство раджа-йоги с буддизмом, которое было вызвано одновременным
|
|