Druzya.org
Возьмемся за руки, Друзья...
 
 
Наши Друзья

Александр Градский
Мемориальный сайт Дольфи. 
				  Светлой памяти детей,
				  погибших  1 июня 2001 года, 
				  а также всем жертвам теракта возле 
				 Тель-Авивского Дельфинариума посвящается...

 
liveinternet.ru: показано количество просмотров и посетителей

Библиотека :: Йога :: Мария Николаева - Философские основания современных школ хатха-йоги
<<-[Весь Текст]
Страница: из 107
 <<-
 
Аштанга-виньяса-йога – динамическая практика, которая включает в себя 
последовательности асан, связанных между собой комплексами движений – виньясами 
и выполняемых совместно с пранаямой (приемами управления дыханием), бандахами 
(энергетическими замками) и дришти (концентрацией внимания на определенных 
точках). Во время практики сохраняется дхьяна (медитативное состояние сознания).
 При синхронизации движения с дыханием по типу уджджайи и применением во время 
выполнения асан энергетических замков мула-бандхи, уддияна-бандхи и 
джаландхара-бандхи в теле возникает сильный внутренний жар, вызывающий обильное 
потоотделение. Таким образом происходит процесс очищения и омоложения мышц и 
внутренних органов, из организма выводятся токсины, и в результате практикующий 
чувствует в теле силу и легкость. Виньяса уравновешивает дыхание и обеспечивает 
бесперебойную циркуляцию крови по всему телу, дыхание становится ритмичным, 
тело – сильным, а ум – спокойным.





Гирлянды асан на нитях дыхания


В аштанга-виньяса-йоге асаны сгруппированы в шесть уровней, на каждом из 
которых разработана фиксированная последовательность. В книге Паттабхи Джойса 
«Йога-мала» приводятся только асаны первой серии – рога-чикитса, имеющие 
терапевтическую функцию. Выполнять асаны нужно обязательно в приведенной 
последовательности, начиная с Сурья-намаскар (комплекс «поклонение Солнцу»). И 
все же тело каждого человека имеет определенные особенности, поэтому важно 
определить, какие асаны для него наиболее оптимальны. В каждом комплексе 
обязательно присутствует несколько ключевых асан и виньяс, которые бросают 
настоящий вызов силе духа практикующего. Практика асан в течение многих лет 
порождает ясность сознания, устойчивость тела и успокоение нервной системы. 
Паттабхи Джойс настаивает, что виньяса и тристхана – главные компоненты 
аштанга-йоги, способствующие правильному выполнению асан.

Виньяса есть система приведения в соответствие дыхания и движения: каждое 
движение выполняется за одну фазу дыхательного цикла. Например, в комплексе 
Сурья-намаскар девять виньяс: вдох при подъеме рук; выдох при наклоне вперед и 
т. д. Таким образом, каждая асана предполагает некоторое определенное число 
виньяс. Цель виньяс – внутреннее очищение. Совмещение дыхания и движения при 
выполнении асан разогревает тело, или, как говорит Паттабхи Джойс, «кипятит 
кровь». Сгустившаяся кровь грязна и вызывает болезни в теле, а повышение 
температуры при практике чистит кровь и разжижает ее, чтобы она могла 
циркулировать свободно, снимая боли, возникшие от затрудненного кровообращения. 
Нагретая кровь также перемещается через все внутренние органы, удаляя 
загрязнения, вымытые из них, вместе с потом, выделяющимся в течение практики. 
Потение важно, ибо только через пот болезнь оставляет тело, и происходит 
очищение. Это подобно тому, как золото растапливают в горшке, чтобы удалить 
примеси, а грязь всплывает на поверхность при кипении. При выполнении виньяс 
тело становится здоровым, сильным и чистым, подобно золоту. После того как тело 
очищено, можно очистить и нервную систему, а затем и органы чувств, – виньяса 
создает для этого необходимые предпосылки. Тело инертно, но путем формирования 
намерения и прилежной практики им можно управлять, и тогда контроль над 
сознанием обретается автоматически.

Тристхана означает «три места», т. е. три объекта внимания или действия: 
положение тела, процесс дыхания и направление взгляда. Все они важны для 
практики и охватывают три уровня очищения: физическое тело, нервную систему и 
сознание, поэтому всегда выполняются в соединении друг с другом. Асаны очищают 
тело, придают силу и гибкость. Дыхание – речака и пурака (выдох и вдох) – 
должно быть устойчивым, и длина вдоха должна быть равна длине выдоха, ибо такое 
дыхание уравновешивает нервную систему. Дришти – место, куда направлен взгляд 
во время нахождения в асане. Выделяется девять дришти: кончик носа, межбровье, 
пупок, большой палец, руки, ноги, а также взгляд может быть направлен вверх, 
вправо или влево. При выполнении асан, когда внимание сосредоточено на дыхании 
и дришти, погружение в состояние концентрации прокладывает путь к дхаране и 
дхьяне. Таким образом, дришти очищает и делает устойчивым осознание. 
Метафорически, чтобы очистить тело, нужны два внутренних фактора: воздух и 
огонь. Место огня в теле – внутри живота, это постоянное местонахождение 
жизненной силы. Для поддержания огня необходим воздух, следовательно, 
существует потребность в дыхании. При раздувании огня в печи нужно следить за 
тем, чтобы пламя не потухло и не вышло из-под контроля сознания.

Важные компоненты системы дыхания – мула-бандха, уддияна-бандха и 
джаландхара-бандха – «замки», которые «запечатывают» энергию, придают легкость 
и силу телу и помогают развести сильный внутренний огонь. Цель замков состоит в 
том, чтобы сохранить прану внутри тела и направить ее в 72000 нади, или каналы 
тонкого тела. Мула-бандха (корневой замок) удерживается внизу тела, чтобы 
запечатать прану внутри, а уддияна-бандха (брюшной замок) направляет ее вверх 
по тонким каналам. Джаландхара-бандха (горловой замок) происходит спонтанно в 
 
<<-[Весь Текст]
Страница: из 107
 <<-