|
называются аштанга-виньяса-йогой. Шри Кришнамачарья включил новые сведения в
свои обширные знания различных техник йоги, но убедил Паттабхи Джойса посвятить
себя исключительно практике и распространению обнаруженных последовательностей.
Параллели с тибетской янтра-йогой
Динамические практики свойственны более холодным регионам, нежели Индия, и
издавна практиковались в Гималаях и Тибете, а ведь известно, что Шри
Кришнамачарья обучался у тибетского учителя. Хотя Сьоман и склоняется к мысли,
что аштанга-виньяса-йога сложилась как синтез хатха-йоги и индийских боевых
искусств, но похожая динамическая практика с асанами, дыханием и концентрацией
имеется в тибетском буддизме ваджраяны. Это ца лунг (йога ветра), практикуемая
в линии преемственности Лонгчен Ньингтиг традиции Ньингма. Также ее называют
янтра-йогой, – это обозначение ввел Намкхай Норбу Ринпоче для западных учеников,
преподавая им начальные уровни ца лунга. Оле Нидал, лама другой линии
тибетского буддизма – Карма Кагью, отмечал, что буддийская йога для тела
предназначена для той стадии развития, когда практикующий уже способен
представлять собственное тело как йидама, – тело из энергии и света. Это
всевозможные виды тряски и подпрыгивания для открытия внутренних каналов, т. е.
движения быстрые и сильные, а не медленные и легкие. Но их передают ученику
лишь после того, как у него выработалось полное ощущение внутренних
энергетических каналов и чакр. В отличие от тибетских практик, в
аштанга-виньяса-йоге хотя и желательно наличие учителя, но никаких особых
посвящений не требуется.
Именно отличия янтра-йоги от классической хатха-йоги сближают эту тибетскую
практику со стилем аштанга-виньяса-йоги. Трул-кхор означает «магическое колесо»
– последовательность семи кругов, содержащих в целом 38 движений. Форма,
известная как янтра-йога и включающая 108 движений – одна из немногих практик
трул-кхор в буддийской традиции, которую передают уполномоченные на то учителя,
хотя бы частично, ученикам, не участвующим в трехлетнем ретрите и не
закончившим длительных серий простираний, медитаций и мантр. Так, инструктор
Фабио Андрико из Италии встретил Норбу Ринпоче в 1977 г., после того как
несколько месяцев изучал хатха-йогу и узнал, что тибетский учитель преподает
форму йоги с особым углублением в аспект дыхания. Более двадцати лет спустя,
когда его попросили сравнить обе йоги, Андрико заметил, что в тибетской йоге,
как и в хатха-йоге, существует довольно много школ и традиций. Но основная
разница состоит в том, что в янтра-йоге имеется непрерывная последовательность
движений, а в хатха-йога делается акцент на статические формы. В янтра-йоге
практикующий не остается в позе длительное время – поза представляет только
момент в последовательности движений, управляемой ритмом дыхания и применением
одного из пяти типов задержки дыхания. В предисловии к своей книге «Восемь
движений янтра-йоги» Чогьял Намхай Норбу поясняет эти различия:
«В янтра-йоге асана один из важных моментов, но не основной. Движение более
важно. Например, для того чтобы войти в асану, дыхание и движение связаны и
применяются постепенно. Движение в хатха-йоге также ограничено по времени,
которое определяется периодами, каждый из которых состоит из вхождения в позу,
удержания позы и выхода из нее. Все это связано в янтра-йоге».
Подтверждают это мнение и другие инструктора йоги. Майкл Кац, который
практикует янтра-йогу с 1981 г. и преподает в Нью-Йорке, согласен, что
фокусировка на дыхании – основной момент в различии между янтра-йогой и
хатха-йогой. Янтра-йога выглядит более активной, ориентированной на движение –
это первое бросающееся в глаза различие. Здесь делается сильный акцент на
процессе дыхания, и множество упражнений созданы для совершенствования
дыхательных методов. Чеол-Райч, преподающий другую форму трул-кхор, также
разделяет мнение об акценте на движении и дыхании. Одно из наиболее очевидных
отличий от хатха-йоги состоит в том, что в трул-кхор позы – не фиксированные
асаны, но непрерывное движение, иногда очень энергичное. Другое отличие в том,
что практикующий задерживает дыхание в течение всего движения и отпускает его
только в конце выполнения позы. Иногда также утверждают, что из-за своей мощной
природы, пробуждающей глубинные энергии, трул-кхор похож на практику, которую
на Западе называют кундалини-йогой. Сходство аштанга-виньяса-йоги с янтра-йогой
станет еще более очевидно в следующем разделе, при рассмотрении особенностей
практики в данном стиле.
Особенности построения практики
|
|