|
Истолкование йоги как таковой
Хотя данный стиль тоже возводится к «Йога-сутрам» Патанджали, обычно при его
описании совсем мало говорится о философии йоги. Видимо, сказывается стремление
соблюдать соотношение «99 % практики, 1 % теории», и даже эта теория
преимущественно привязана к конкретной практике. Как считает Паттабхи Джойс,
нужно просто практиковать йогу, а остальное приложится, ибо «множество вопросов
возникают в беспокойном уме» и «если сидеть неподвижно, в голове заводятся
обезьяны». Паттабхи Джойс очень ревностно хранит традицию, унаследованную им от
Шри Кришнамачарьи. В отличие от других последователей он считает, что йогу
нельзя приспосабливать к слабости и несовершенству начинающих, ибо попытки
подгонять выработанные методики под ограниченные возможности учеников приведут
к профанации священного искусства. В силу такого положения дел имеет смысл
остановиться только на двух исторических аспектах, связывающих
аштанга-виньяса-йогу с йогой в целом, – внутренних попытках герменевтического
укоренения в содержании оригинального санскритского трактата «Йога-корунта» и
внешней необходимости как-то объяснить явное сходство динамической практики с
тибетской янтра-йогой. Что же касается «Йога-сутр», то Паттабхи Джойс опирается
на авторитет Патанджали лишь с целью обоснования особенностей стиля
аштанга-виньясы, однако мы начнем именно с сутр.
Йога-мала: от «аштанга» до «виньяса»
Как известно, классическая аштанга-йога предполагает восемь ступеней,
выделенных Патанджали в «Йога-сутрах», где первые четыре – яма, нияма, асана,
пранаяма – суть внешние методы очищения. Согласно Паттабхи Джойсу, неправильное
применение внешних методов можно скорректировать, тогда как последствия ошибок
в использовании внутренних методов – пратьяхары, дхараны, дхьяны, самадхи –
неуловимы и могут быть опасны для сознания. Паттабхи Джойс подчеркивает, что
оригинальный метод виньясы восходит к аштанга-йоге Патанджали, которую он
определяет как «управление сознанием». Однако невозможно приступать к практике
даже первых двух ступеней (ямы, ниямы), пока тело и органы чувств ослаблены и
загрязнены. Человек должен сначала приучить себя к ежедневному выполнению асан,
чтобы сделать тело сильным и чистым, тогда и сознание станет устойчивым и
управляемым.
Название главной книги Паттабхи Джойса «Йога-мала» означает «гирлянда йоги»,
где асаны нанизаны на нить дыхания. Выполнение асан в виде непрерывных
последовательностей необходимо для накопления в теле энергии, способствующей
изменению и расширению восприятия. Прежде всего, обращает на себя внимание
сознательное нарушение Паттабхи Джойсом порядка изложения восьми ступеней, а
именно: яма, нияма, пранаяма, асана. При этом в самом тексте оговаривается, что
к освоению пранаямы следует переходить только после овладения асанами. По
видимости исходный порядок восстанавливается, но далее утверждается, что яма и
нияма вообще заключены в ступенях пратьяхара и дхарана, и в итоге асаны
оказываются первым шагом в занятиях йогой. Для подтверждения своих взглядов
Паттабхи Джойс пытается привлекать классические тексты «Хатха-йога-прадипика» и
«Шандила-упанишада», хотя они находятся в разных отношениях к системе
Патанджали.
Философская позиция Паттабхи Джойса сохраняется в убеждении, что заниматься
йогой ради оздоровления – неверный подход, а истинный путь состоит лишь в
посвящении всех деяний Всевышнему. Четыре внутренних метода очищения –
пратьяхара, дхарана, дхьяна, самадхи – предполагают управление сознанием. Когда
очищение завершено и контроль над деятельностью сознания достигнут, тогда
полностью нейтрализуются шесть «ядов», окружающих духовное сердце: желание,
гнев, заблуждение, жадность, лень, зависть. Сжигание в пламени самоотречения
всех негативных состояний – сознания позволяет проявиться сиянию Всеобщей
Самости. Только прилежная практика под руководством учителя, со смирением и
сознанием, не скованным впечатлениями, приходящими от внешних и внутренних
органов, в конечном счете ведет к полной реализации аштанга-йоги Патанджали,
которая составляет философское основание системы Паттабхи Джойса.
Несмотря на недостаточность теоретических построений, преемственность с йогой
Патанджали прекрасно устанавливается благодаря мантре, с которой традиционно
начинается практика аштанга-виньяса-йоги. В действительности она состоит из
двух шлок, взятых из различных источников: «Йога-таравалли» Шри Шанкарачарьи и
древней молитвы к Патанджали. Мантра представляет собой неотъемлемую часть
|
|