|
традиция воспринимается со стороны как нечто однородное и в то же время
совершенно хаотичное, «кишащее» яркими и не слишком яркими личностями. Но нет
йоги вообще и нет «йоги Шри Кришнамачарьи», подобно тому как нет ни философии
как таковой, ни «своей» философии, даже «философии Гегеля». Перед человеком,
желающим чего-то достичь, встает проблема определить, какие существуют варианты
формулировки цели и способы их достижения. Поэтому ему приходится начинать со
структурирования, точнее, постижения структуры традиции в целом, а при
выделении элементов неизбежно оказывается, что вычленить их едва ли возможно, и
нужно налаживать связи.
Остается обозначить место новой традиции в многовековой йогической культуре.
Наиболее очевидная герменевтическая возможность «вписать» йогу Шри
Кришнамачарьи в переписанный им контекст состоит в том, чтобы проанализировать
его интерпретации древних трактатов «Йога-сутр» и «Йога-рахасьи» и соотнести их
с другими истолкованиями. Однако второй текст известен лишь в передаче самого
Шри Кришнамачарьи, и «чистота» полученного им откровения относительно
подлинного содержания данного трактата не может быть подтверждена или
опровергнута иначе, чем развитием соответствующей интуиции на основе изучения
других текстов вишнуизма. «Йога-сутры» представляют не настолько зыбкую
текстуальную субстанцию, ибо существует значительное число древних и
современных комментариев, позволяющих отследить этапы становления философии
йоги, составляющие основания также и для самых последних разночтений.
Намеченные здесь выводы следует считать лишь предварительными предположениями,
суть которых может проясниться при сравнительном анализе пояснений к каждой
отдельной сутре, выполненных Дешикачаром в строгом соответствии с устными
истолкованиями его отца. Безусловно, при различных подходах неизбежно
переобозначение исходных понятий: в итоге самадхи Шри Кришнамачарьи и самадхи
любого другого учителя, не исключая и самого Патанджали – разные состояния
сознания, определения которых отсылают к разным процедурам подготовки сознания.
Глава 2. Аштанга-виньяса-йога
Линия преемственности
Паттабхи Джойс
Шри Кришна Паттабхи Джойс родился в июле 1915 г., по индийскому календарю – в
день гуру-пурнимы (четверг, полнолуние) в штате Карнатака. В его родной деревне
Коушике неподалеку от Хасана проживает примерно пятьсот человек. В одном конце
главной улицы, прямо возле дома Паттабхи Джойса, стоит храм Вишну, а в другом –
храмы Ганапати и Шивы, которым несколько сотен лет, и до сих пор они остаются
центром деревенской жизни. Отец Паттабхи Джойса был жрецом и астрологом, а
также пуджарати, совершавшим богослужения для обитателей деревни. С самого
детства, как и надлежит мальчикам из семей брахманов, Паттабхи Джойс начал
изучать веды и индуистские ритуалы.
В возрасте двенадцати лет Паттабхи Джойс посетил демонстрацию йоги,
проводившуюся в его школе. На следующий день он встретился с самим йогом,
которым оказался Шри Кришнамачарья, и в течение двух последующих лет ежедневно
учился у него йоге. Когда Паттабхи Джойсу исполнилось четырнадцать лет, он
прошел обряд упанаяна, а затем отправился в Майсур поступать в Санскритский
университет. С двумя рупиями в кармане и в сопровождении двух друзей он проехал
более ста километров на велосипеде по грязным дорогам. Первые годы жизнь была
трудной: ему не хватало денег на пропитание, и он просил подаяние в домах
брахманов, но продолжал ежедневно выполнять асаны и посещать занятия. Он изучал
веды и адвайта-веданту, а также такие оригинальные тексты по йоге, как
«Йога-даршана», «Хатха-йога-прадипика», «Гхеранда-самхита», «Йога-яджнявалькья»
и др. В 1930 г. Паттабхи Джойс снова посетил демонстрацию йоги, где вновь
встретился со своим учителем и возобновил занятия йогой.
Когда махараджа Майсура построил для Шри Кришнамачарьи йогашалу на территории
собственного дворца, тот периодически стал поручать Паттабхи Джойсу вести
отдельные занятия и давать демонстрации йоги. Наконец, сам махараджа проникся
уважением к Паттабхи Джойсу и предложил ему преподавать йогу в Санскритском
колледже, пообещав соответствующую должность, бесплатное довольствие и
достойное денежное вознаграждение. С позволения гуру Паттабхи Джойс с радостью
принял это предложение, получил степень видвана и возглавлял Йогическое
|
|